Будущее российского авторынка выглядит довольно противоречиво для большинства экспертов. Согласно данным Росстата, опубликованным на днях, автомобильный рынок РФ в первые месяцы 2013 года начал сбавлять темпы роста. Появились серьезные опасения, что Россия может потерять четвертое место на мировом авторынке. Насколько велика эта вероятность?
Неприятные прогнозы для отечественного авторынка принадлежат председателю Экспертного совета при комитете ГД по промышленности, инновационному развитию автомобильной промышленности и спецтехники Альфии Когогиной, мнение которой приводит РИА новости. В 2012 году показатели автомобильного рынка нашей страны достигли исторического максимума. Среди других стран мира Россия заняла четвертое место и второе место среди стран Европы. Однако сейчас возникают серьезные сомнения, что авторынку РФ удастся сохранить позиции на мировой арене.
Читайте также: Даймлер, запустивший двигатель автоиндустрии
"Хотя в прошлом году российский авторынок и показал по официальным данным прирост в 10%, в этом году он продолжает стремительно падать - минус 4% в марте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Мы исчерпали потенциал, который лежит на поверхности. "Рынок первой покупки» продолжит сдавать позиции, даже смена модельного ряда в премиальном сегменте окажет влияние на прирост в целом. Однако положительную динамику покажут продажи автомобилей с пробегом, что скажется на росте средней стоимости автомобилей", - рассказал корреспонденту Bigness.ru директор департамента маркетинга компании "Автолокатор" Глеб Славутский.
По мнению эксперта, на сегодняшний день "средний класс общества в России не растет и не выказывает уверенности в стабильности отечественной экономики - они уже вложили свои деньги в приобретение автомобиля". "Российский авторынок в прошлом году "скопил" мощный склад автомобилей, около 4%. Небольшая коррекция дилерами данных по продажам для производителя привела к тому, что импорт в Россию достиг 19%, в то время как продажи только 15%", - заключает господин Славутский.
Еще по теме: Новый российский закон ударит по МАЗу
Согласно данным Росстата, в первый месяц 2013 года на внешний рынок в машиностроительном комплексе поступило на 3,7 процентов меньше автомобилей, оборудования и транспортных средств по сравнению с предыдущим годом. Экспорт отечественных машин в страны Дальнего Зарубежья понизился более чем на 5 процентов. Грузовых автомобилей при этом было продано 545 штук, что ниже прошлогоднего показателя на 26 процентов, а экспорт легковых уменьшился на 15 процентов. Собственно, исходя из этих цифр госпожа Коготина и заключила, что ожидать положительной динамики российского авторынка уже не стоит. Более того, по мнению Главы экспертного совета комитета ГД, надо готовиться к тому, что Россия потеряет четвертое место на мировом авторынке. Однако не все специалисты данной области поддерживают столь мрачные прогнозы.
"Этот год российский рынок проведет в стагнации, однако четвертую позицию не потеряет, потому что конкуренты также переживают тяжелые времена. Уверенно продолжают расти рынки США и Великобритании", - считает Глеб Славутский.
Это интересно: "Копейка": пробег длиной в полвека
Кроме того, в понедельник стало известно о готовящихся мерах по стимулированию авторынка РФ. Так, российский премьер Дмитрий Медведев поручил разработать механизм подстегивания спроса путем государственных субсидий части процентной ставки по кредитам на новые отечественные машины. Предложения по данному вопросу глава правительства поручил проработать Минпромторгу, Минэкономразвития и Минфину. Результаты проделанной работы должны быть готовы к 15 мая 2013 года. Также ведомствам поручено до 5 ноября текущего года представить в Правительство предложения касательно внедрения подпрограммы "Развитие автомобильной промышленности" государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". Необходимость актуализировать данную подпрограмму появилась в свете вступления России в ВТО. Теперь ее положения должны быть приведены в соответствие с правилами организации, сообщает "Российская газета" со ссылкой на сайт кабинета министров.
Правила ВТО повлияли и на стратегию развития автомобильной промышленности РФ до 2020 года, которая теперь тоже нуждается в доработке. Кроме того, могут быть внесены поправки в Единый Таможенный тариф Таможенного союза, о которых станет известно 1 июля текущего года. А еще позже, 15 июля, ожидается принятие решения касательно возраста коммерческих автомобилей, при котором будут запрещены их продажа и эксплуатация, что также может подстегнуть развитие автомобильного рынка страны.