В кризисных ситуациях лучше, если компанией управляет женщина. Канадские социологи доказали, что женщины-руководители чаще мужчин в трудных ситуациях принимают мудрые решения, спасающие бизнес. Видимо, подчиненные интуитивно чувствуют это. Ранее исследования показывали, что в спокойные времена работники предпочли бы видеть начальником мужчину.
Канадские социологи проанализировали работу 600 директоров и управляющих компаниями в спокойные для фирмы времена и в кризисы, и пришли к любопытным выводам. Как утверждают ученые, в кризисной ситуации женщины-руководители принимают более взвешенные и мудрые решения, спасающие бизнес. По мнению канадских специалистов, женщины меньше мужчин связаны правилами и стереотипами, а главное, при разработке "тактических маневров" они готовы выслушивать мнение окружающих и считаться с ним. В результате дамам удается сплотить сотрудников в эффективную команду и "вытянуть" предприятие из кризиса.
Читайте также: Бизнес в РФ: дорогу молодым!
Интересно, что сотрудники, похоже, ощущают это на интуитивном уровне. Как показывают опросы, проведенные на сей раз Британским психологическим сообществом. Результаты исследования психологов выявили, что в кризис сотрудники предпочтут руководителя-женщину. Правда, сами психологи делают довольно печальный вывод. По их словам, испытуемые предлагали выбрать на пост руководителя даму в смоделированной ситуации лишь тогда, когда им говорили, что прежде "у руля" фирмы сменилось несколько мужчин, и никто из них не справился. Получается, что женщин по-прежнему выбирают на высокий пост "за неимением лучшего", когда "никакой другой надежды не осталось".
"Тут можно обнаружить, конечно, двойную иронию. Женщины получают преимущества высокой должности, во-первых, не потому, что считается, что они их заслуживают, а потому, что мужчины более не считаются подходящими. А во-вторых, это случается только тогда и только потому, что преимуществ, которыми можно воспользоваться, почти уже не осталось", - сетуют исследователи.
Еще по теме: Российские и западные компании: основные отличия
В России же представители большинства профессий до сих пор имеют предубеждение против женщин-руководителей и предпочитают иметь в начальниках мужчину. По статистике исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, мужчин в качестве начальников чаще всего предпочитают PR-менеджеры и секретари (по 52%), аналитики (50%), журналисты, менеджеры по работе с клиентами и переводчики (по 48%).
Среди главных преимуществ мужского руководства они называют логичность решений и меньшую эмоциональность. Мужчины меньше склонны к переменам настроения, более предсказуемы в своих поступках, говорят респонденты, а их подчиненные чувствуют себя более надежно, говорят они. Для женщин же, по мнению этих респондентов, характерны "ревность", "интриги" и "немотивированные истерики".
Это интересно: Успешный бизнесмен глазами ученых
А вот видеть своим руководителем женщину чаще других предпочитают продавцы-консультанты, водители, дизайнеры, бухгалтеры и преподаватели. Впрочем, и среди них процент невелик - 18% среди работников торговли и водители и 13-14% среди респондентов остальных перечисленных специальностей. Те, кто предпочел бы видеть начальником женщину, жалуются на мужское "воспаленное самолюбие" и завышенную самооценку.
Есть и такие профессии, представители которых почти полностью избавились от гендерных стереотипов: им все равно, какого пола будет начальник, "лишь бы человек был хороший". Это все те же водители (70%), прорабы (63%), менеджеры по продажам и охранники (61%). По их наблюдениям, гендерные различия никак не влияют на результат совместного труда: "Начальник должен разбираться в том деле, за которое он отвечает, быть культурным, образованным и хорошо воспитанным человеком, будь то мужчина или женщина".