Легендарному советскому автомобилю "Копейка" 19 апреля исполнилось 43 года. Первый автомобиль ВАЗ-2101 был выпущен на Волжском заводе в 1970 году и быстро завоевал признание советских граждан, полюбивших его за резвость и комфорт. Сейчас сложно поверить, но именно "Копейка" почти полвека назад произвела революцию в автопромышленности СССР.
Казалось бы, ВАЗ-2101, как любой другой советский автомобиль, время не пощадило. Слава и популярность остались в прошлом, но даже сейчас, в начале XXI века — века высоких технологий — отдельные представители этого модельного ряда продолжают нести службу на постсоветских территориях. "Копейка" экономична, легка в управлении, выдерживает российские крепкие зимы, и в целом даже сейчас остается довольно приемлемым средством передвижения. В то же время автомобиль ВАЗ-2101 сегодня признан раритетом, и ценители легенд автомобильной промышленности вряд ли упустят шанс приобрести "Копейку" для собственной коллекции.
Читайте также: "Амторг" — кузница советской "оборонки"?
Создатели ВАЗ-2101, которая первоначально получила в народе легкомысленное прозвище "Единичка", и лишь позже стала называться "Копейкой", немало потрудились над строением этого автомобиля. Советские промышленники обратились за опытом к более опытным итальянцам. В качестве платформы для новой советской машины был избран FIAT-124, завоевавший звание "Автомобиль года" в 1966-м. 15 августа того же года между FIAT и Внешторгом было подписано соглашение о сотрудничестве. Это было время, когда в советском городе Тольятти только началось строительство крупнейшего предприятия по выпуску автомобилей.
Итальянское "чудо техники" пришлось серьезно адаптировать к условиям эксплуатации в СССР, в частности к отечественной погоде и дорогам. В результате механики и конструкторы внесли около 800 изменений, увеличив потребительские качества автомобиля и добившись таких показателей, как надежность, активная и пассивная безопасность. Пятиместная малолитражка ВАЗ-2101 была снабжена четырехцилиндровым двигателем с мощностью в 60 лошадиных сил и могла развить скорость до 140 километров в час.
Еще по теме: Победное шествие дизельного двигателя
Появление ВАЗ-2101 на рынке СССР вылечило страну от дефицита частного автопарка, ведь с самого начала "Копейка" задумывалась, как первый "народный автомобиль". В общей сложности с 1970 года с конвейера "АВТОВАЗ" сошли 27 миллионов автомобилей, из которых 4,8 миллионов были легендарными "Единичками". Спустя два года после презентации нового легкового заднеприводного автомобиля Волжский завод получил Международную премию "Золотой Меркурий". А в 2000 году ВАЗ-2101 по результатам всероссийского опроса, проведенного изданием "За рулем", был признан лучшим отечественным автомобилем XX века. Эти результаты весьма красноречиво опровергают существующую версию, что несмотря на желание советских чиновников произвести автомобиль для народа, мало кто реально мог позволить себе приобрести продукт Волжского завода из-за высокой цены.
Название "Жигули" ВАЗ-2101 получил 7 сентября 1970 года. Жигули — это Приволжская возвышенность на правом берегу реки Волги, которая также зовется Жигулевскими горами. Существует несколько версий, почему первому "народному автомобилю" было присвоено название гор, и все они достаточно прозаичны. Наиболее распространенное мнение приписывает инициативу некому конструктору по фамилии Черный. Считается, что именно этот товарищ после проведение всесоюзного конкурса, в котором участвовало 30 тысяч человек, вдруг предложил назвать "Единичку" "Жигулями", а Госкомиссия неожиданно согласилась. По другой версии, никакого масштабного голосования не было и в помине, зато была задача придумать название новым советским автомобилям, поставленная зимой 1967 года генеральным директором Волжского автомобильного завода и заместителем министра автомобильной промышленности СССР Виктором Поляковым перед Борисом Поспеловым, занимавшим пост заместителя первого главного конструктора ВАЗа. Спустя два дня Поспелов представил восемь вариантов, к которым также было присовокуплено придуманное тем самым Черным название "Жигули". Но победило оно в результате серьезного отбора в два тура.
Это интересно: Автопром России воскреснет в Калуге?
Вот только иностранцам название советского автомобиля произнести было мучительно сложно, что несколько затрудняло экспорт "народного автомобиля". Именно по этой причине в 1973 году "Копейка" получила еще одно "имя" — "Лада". К такому лаконичному названию гордости советского автопрома не мог придраться даже самый костноязычный иностранный потребитель. И именно этот бренд по сей день является основным, который продвигает Волжский автомобильный завод.
Меж тем, "Копейка", первенец "АВТОВАЗа", увековечена в народе под своим простым и задорным названием. Самые светлые годы легендарного советского автомобиля хранятся не только в памяти людей, но и на кинолентах. Автомобили модели ВАЗ-2101 участвовали в съемках картин "Инспектор ГАИ", "Воскресный папа", "Ралли", "Спортлото-82", широко известной зрителям комедии "Джентльмены удачи", и многих других. А в 2002 году первому автомобилю Волжского завода режиссер Иван Дыховичный посвятил фильм с одноименным названием — "Копейка".