Структура российского бизнесмена Олега Дерипаски "Базовый элемент" в настоящее время ведет переговоры с инвесторами о продаже им доли в Имеретинском порту. Потенциальными покупателями являются компании Astra Marinas Group и Azimut Russia — Royal Yacht Club. Вся сделка затевается для того, чтобы за счет привлеченных средств погасить кредит ВЭБа, выданный на строительство порта.
То, что сделка вынужденная, ни для кого секретом не является. Компания Дерипаски намерена за счет привлечения инвесторов частично покрыть долг перед Внешэкономбанком (ВЭБ), который составляет более 4 млрд рублей.
По данным издания Известия, в настоящее время "Базэл" ведет переговоры о привлечении инвесторов сразу после окончания Олимпиады в Сочи. Эксперты ждут выручки от продаж мест стоянок и недвижимости марины, стоимость которой составит порядка €225 млн (около 9 млрд рублей), то есть полностью покроет кредит ВЭБа, долг по которому в настоящий момент составляет 4 млрд рублей.
Читайте также: Открытие Олимпиады обойдется недешево
В случае одобрения данной схемы и переноса срока погашения основного долга в полном объеме на июль 2014 года, "Базэл" готов погасить начисленные процентные платежи в размере 255,5 млн рублей в течение 10 дней после заключения соглашения о реструктуризации. Таким образом компания может вернуть 388 млн рублей за счет средств от продажи портовой техники еще до завершения Игр.
Не факт, что ВЭБу такой сценарий придется по душе. В банке считают, что бенефициары "Базэла" и после сделки продолжат аккумулировать средства на своих счетах, вместо того чтобы направлять их на погашение задолженности. Со своей стороны, ВЭБ настоятельно рекомендует государству получить скорейший акционерный контроль над портом, передав его ГК "Олимпстрой".
Как отмечает аналитик Инвесткафе Андрей Шенк, "порт в Сочи был нужен исключительно для строительства олимпийских объектов, но из-за его близости к Новороссийскому он по сути простаивал, поэтому в качестве инвестиционного проекта он не может быть интересен. Очевидно, что компания Олега Дерипаски будет закладывать наипозитивнейший сценарий, а ВЭБ и другие инвесторы — консервативный, по которому окупаемость весьма сомнительна. С учетом долгов цена актива будет низкой. Скорее всего, его продадут за символическую сумму".
Еще по теме: Сочи к Олимпиаде получат инновационные автобусы
Напомним, структура Дерипаски брала кредит ВЭБа в сумме 4 млрд рублей на строительство грузового порта в Адлерском районе Сочи. В период Олимпийских игр в 2014 году в порту будут размещаться пассажирские корабли — гостиницы, на которых планируется расселять сотрудников службы обеспечения безопасности. Сам проект обошелся "Базэлу" в 5 млрд рублей. Строительство порта заказывали "Олимпстрой" и Минтранс. Подрядчику обещали выгодные условия эксплуатации порта — за четыре года работы с 2009-го по 2013 год через причалы должно было пройти 15-20 миллионов тонн грузов, что соответствует по объемам неплохому среднему по размеру порту.
В результате "Базэл" согласился построить "Имеретинку". Но все решила близость Новороссийска и тот факт, что руководители олимпийской стройки начали перенаправлять грузы с моря на железную и автомобильную дороги. При этом, как заявляют источники в "Базэле", федеральные ведомства поддерживали этот процесс с помощью тарифной политики — доставка грузов железной дорогой оказалась выгоднее перевозки морем. Это проект и погубило. Продолжающаяся тотальная недозагрузка привела к тому, что владелец компании вынужден был думать о его перепрофилировании, на что пришлось привлекать еще почти 3 млрд руб.
В пресс-службе «Базового элемента» «Известиям» рассказали, что проект яхтенной марины является для компании стратегическим. "В настоящее время мы продолжаем обсуждать варианты реструктуризации долга и надеемся, что в ближайшее время этот вопрос будет урегулирован. Переговоров о передаче объекта ГК «Олимпстрой» или кому-либо другому не ведется", - отметили представители компании. Владельцы порта рассчитывают обсуждать найти варианты реструктуризации долга и надеются, что в ближайшее время этот вопрос будет урегулирован.
Это интересно: В "Олимпстрой" пришли проверки
Как отмечает Forbes, потенциальный покупатель Azimut Russia — официальный импортер яхт итальянской судостроительной компании Azimut Yachts, являющейся самым крупным инвестором в области яхтенного судостроения. Astra Marinas, разработавшая дизайн-проект сочинской марины, является стратегическим партнером американской компании Island Global Yachting (IGY) и занимается проектированием и строительством яхтенных стоянок и портов. Возможно, этим компаниям и удастся сделать что-то с Имеретинским портом. Пока успеха своим владельцам он не принес.