Конкуренты уходят с дороги: немецкий энергоконцерн RWE продал свою долю (16,67 процента) в проекте газопровода Nabucco австрийской группе OMV. А это значит, что главный соперник российского "Южного потока" теряет позиции. При этом, по имеющейся информации, произошедшие перестановки в консорциуме не окончательные: ожидаются дальнейшие перепродажи.
О совершенной сделке сообщает Reuters со ссылкой на собственный источник в OMV. По его данным, передача доли состоялась еще 1 марта текущего года. Сумма сделки не раскрывается. О том, что участие RWE в проекте Nabucco возможно будет пересмотрено, немецкий концерн заявлял еще год назад — в мае 2012 года. В конце года в прессу просочилась информация о том, что возможным покупателем доли RWE станет OMV.
В настоящий момент проектом Nabucco занимаются пять компаний: болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botas, венгерская MOL и, собственно, австрийская OMV. Однако вполне вероятно, что такой состав сохранится недолго. Ранее о возможном выходе из проекта Венгрии заявлял премьер-министр страны Виктор Орбан, передает Lenta. ru. У венгерской MOL (собственно, как и всех остальных) вызывает опасения будущее Nabucco.
Читайте также: Турция идет на Украину огородами
Главная причина этих опасений — увеличение стоимости строительства газопровода. Цена увеличилась в 2,5 раза: с восьми млн евро до 20 млн. При этом члены консорциума уже приняли решение сократить масштаб проекта. Изначальная плановая мощность газопровода должна была составить 31 млрд кубометров в год, а протяженность — около 4 тысяч километров. Сейчас их сократили примерно вдвое, пишет Коммерсантъ. По сути Nabucco отказался от своих глобальных планов по строительству соединительного провода между Европой и Азией, и вместо этого соединит Болгарию с Австрией. Что, нельзя не отметить, гораздо скромнее. Непонятно также, кто будет поставлять газ по трубопроводу и кто будет этим процессом управлять.
Меж тем, изначально Nabucco выступал в качестве главного конкурента "Южного пути" — российско-итальяно-французско-немецкого проекта газопровода, который пройдёт по дну Чёрного моря из России в Болгарию, а оттуда, по двум своим разным ветвям, в Австрию и Италию. Акционером от России в "Южном пути" является ОАО "Газпром". Планируемая мощность газопровода — 63 млрд кубометров газа в год. Оценочная стоимость проекта — 16 млрд евро.
Еще по теме: Россиян опять "бьют", чтоб чужие боялись
Впрочем, в судьбе газопровода тоже пока много неизвестных. Строительство начато в декабре 2012 года и, по плану, должно закончиться в 2015 году, однако до сих пор не ясны точные маршруты "Южного пути". По сути, точно известно только, где он начнется, а уж куда в конечном итоге придет — это как повезет. Этим строительство газопровода напоминает старый советский анекдот про солдат, которые, по указу прапорщика, копают от забора и до обеда. Однако от Nabucco проект выгодно отличается благоприятностью прогнозов, касательно собственной судьбы. При этом, похоже, день ото дня эти прогнозы становятся только благоприятнее.
Положение Nabucco же в настоящий момент очень шаткое. По сути его будущее полностью зависит от воли консорциума "Шах-Дениз", которому нынешние участники предложили 50 процентов акций в проекте газопровода. Если консорциум предложение примет, у Nabucco есть шанс.
"Шах-Дениз"- крупное шельфовое газоконденсатное месторождение в Азербайджане, расположенное в 70 км от Баку. "Шах-Дениз" планирует начать поставки газа в Европу в самом ближайшем будущем. И если он изберет для этих целей Nabucco, то, тем самым, обеспечит ему будущее.
Это интересно: Nabucco опять откладывает поставки
Со своим предложением Nabucco обратился к "Шах-Дениз" еще в январе текущего года. И, похоже, последний намерен его принять. По крайней мере, 19 января проект был согласован. "Я думаю, что обе стороны удовлетворены таким сбалансированным решением. Когда консорциум "Шах-Дениз" примет решение по проекту Nabucco West в конце июня, еще потребуется два-три месяца на вступление компаний консорциума в акционеры проекта. Как только "Шах-Дениз" сможет направить первые кубометры газа в Европу, мы будем готовы", — сообщил директор Nabucco Рейнард Митчек, комментируя вопрос о времени начала реализации проекта. Его слова приводит Независимая Газета. Это позволяет предположить, что вопрос будет решен положительно. Однако азербайджанская сторона заявлений по данному поводу пока не делала.