Многие мечтают стать начальниками, но на деле это удается лишь единицам. Руководство даже небольшой компанией - это огромная ответственность. И главное ведь отнюдь не сама по себе руководящая должность, а результат. Иначе долго вы в кресле босса не продержитесь. Какой же стиль руководства выбрать, чтобы добиться наилучшего эффекта в работе?
Авторитарный стиль: все решения принимает исключительно руководитель. Подчиненным лишь отдаются приказы, которые те обязаны выполнять. Плюсы - вопросы решаются без проволочек, и проще построить стратегию управления. Однако есть и минусы. Ведь личная инициатива сотрудников при авторитарном стиле управления сходит на нет. К тому же, авторитарное руководство не годится для больших компаний: в этом случае шефу все равно придется назначить заместителей или начальников подразделений.
Демократический стиль: полномочия распределяются между участниками руководящего состава. Допустим, какие-то задачи решает вице-президент компании, какие-то - финансовый директор, какие-то - топ-менеджеры. За руководителем остаются самые важные решения или окончательное слово в разрешении тех или иных вопросов.
Читайте также: Как остановить отток рабочих в менеджмент?
Плюсы такого подхода заключаются в том, что усиливается личная инициатива тех сотрудников, на которых возложены те или иные полномочия, а также у главы компании есть свободное время для того, чтобы определять ее стратегию и заниматься какой-то креативной деятельностью. А заметный минус в том, что приходится согласовывать работу между различными подразделениями и управленцами разного уровня.
Пассивный стиль: все основные вопросы решает не непосредственно глава компании, а группа руководителей - топ-менеджеры или совет директоров. А «главный» играет скорее представительскую роль.
Плюс тут в том, что управление действительно происходит на демократических началах и стратегию компании определяет команда, а не один-единственный человек. Следовательно, решения должны оказываться более конструктивными. Минусы: эта "группа товарищей" не всегда может договориться между собой. А ведь бывают ситуации, когда кому-то необходимо принять на себя ответственность, особенно в кризисные моменты.
Еще по теме: Хамство на рабочем месте: как быть?
Индивидуализированный стиль: это смешение всех вышеописанных стилей. Руководитель сам определяет, когда следует решать вопросы единолично, когда следует делегировать полномочия нижестоящим управленцам и когда созывать совет директоров или топ-менеджеров для обсуждения назревших проблем.
Плюсы такого подхода заключаются прежде всего в его креативности: босс чутко реагирует на возникающую в компании ситуацию, подбирая оптимальный стиль руководства. Минусы могут быть в том, что не всегда руководителю удается подобрать оптимальный вариант управления. Например, он может применить пассивный стиль там, где требуется авторитарность, что может привести к плохим результатам и потере авторитета у подчиненных.
Какой же стиль руководства подходит именно вам? Это зависит от разнообразных факторов - например, специфики компании, а также личности руководителя.
Это интересно: Как адаптироваться в новом коллективе?
Психологи по кадровым вопросам советуют не останавливаться на чем-то одном. Руководитель, как и его подчиненные, должен постоянно расти, повышать уровень квалификации, учиться чему-то новому и не бояться внедрять новшества у себя в компании. Поэтому необходимо быть гибким и уметь приспосабливаться к меняющейся ситуации. Если вчера была эффективна одна стратегия управления, то сегодня могут потребоваться совершенно другие методы работы.
Кроме того, необходимо помнить, что "кадры решают все". Прибыль компании приносят прежде всего люди, потому для любого руководителя важно правильно подобрать команду, которая будет реализовывать задачи, стоящие перед компанией. Мудрый шеф не только организует работу так, чтобы каждый был на своем месте и успешно исполнял обязанности, но и создает условия для раскрытия потенциала сотрудников и наиболее полной реализации их способностей, так как от этого зависят результаты работы всей фирмы.
Если вы руководитель, то не стоит злоупотреблять своей властью и почивать на лаврах. Не останавливайтесь на достигнутом, решайте новые задачи, иначе за успехами непременно последует спад, говорят специалисты.