Мир изменился, в старые времена все было совсем не так, вокруг черт-те что твориться, человечество стоит на краю бездны и не сегодня-завтра туда рухнет. Примерно так судачили европейцы начала 19 века по гостиным и кабакам. Кто-то из них пытался спасти старое мироустройство, кто-то махнул на него рукой: человечество все равно обречено - не поправишь.
И как это всегда бывает во времена серьезных социально-экономических, политических и культурных перемен, лишь немногие понимали, что не стоит ни цепляться за обломки старого порядка, ни сидеть, сложа руки, ожидая конца. Просто так перемены не приходят: значит, они назрели, раз пришли. И надо с ними считаться. Если мир стал другим, то и действовать надо по-другому, по-новому.
Первыми, как это обычно бывает, сориентировались самые деятельные люди - мелкие торговцы. Именно лавочники первыми поняли, что к 19 веку до неузнаваемости изменился облик потребителя, остававшийся константой едва ли не с сотворения мира. Раньше представители благородных сословий в магазины почти не ходили: в лавку ходила либо кухарка, либо, в более богатых домах, экономка. За гардероб также отвечала прислуга. Вещи шились по индивидуальным меркам, отдельными портными, а предметом торговли была скорее не одежда, а ткань, которая продавалась и покупалась между профессионалами: профессиональными купцами и профессиональными портными. Все, что могли позволить себе дамы и джентльмены - это выбрать из предложенных портным тканей. То же самое было практически со всеми остальными непродовольственным товарами.
Читайте также: Хитрый маркетинг: большая стирка
Продовольственные же товары были отданы на откуп рыночным торговцам, лавочникам и, как уже было сказано выше, кухаркам и экономкам. Столь же архаичной была и система расчетов: практически все жили в долг. Джентльмену покупать за деньги было странно и удивительно. Доходы с поместий приходили по мере продажи урожая неравными долями несколько раз в год. Поднявшаяся буржуазия, потеснившая дворянство, также получала доходы нерегулярно, будь то дивиденды, выплакивающиеся раз-два в год, или коммерческая прибыль от предприятия, поступавшая нерегулярно после удачных сделок и заказов. Бедные слои населения еще жестче были лимитированы своим нерегулярным заработком. Они чаще всего жили в долг у лавочников и кабатчиков от получки до получки. И, как правило, питались за счет подсобного хозяйства.
В 19 веке с развитием фабричной промышленности, современного регулярно работающего транспорта и роста офисных работников в государственных учреждениях и частных компаниях эта архаичная система была сломана. Основной покупатель стал регулярно получать фиксированную зарплату в промышленности, жалование на госслужбе или постоянное денежное вознаграждение в коммерческих предприятиях. Таким образом, от простого рабочего и до генерального директора люди новой промышленной эпохи получили ежедневные деньги в свое распоряжение. Жесткая необходимость в кредите со стороны продавцов исчезла, возник вопрос о том, как наиболее экономно эти деньги потратить. Вслед за 19 веком, который пришел к фиксированному доходу, торговцы пришли к фиксированным ценам.
Появилось явление, без которого мы сегодня не мыслим себе ни одного магазина, рынка и даже палатки. Появились ценники. Один за другим мясники в Европе стали писать стоимость говядины прямо на туше, портные - стоимость ткани прямо на обрезе, а бакалейщики поставили таблички с ценами около мешков с мукой и коробками с чаем. Теперь стоимость товара, впервые с тех пор, как человечество вообще начало что-то продавать, не зависела от личности покупателя. И рабочие, и предприниматели, и благородные девицы, и нищие, впервые за год разжившиеся монетой, могли купить продукт по одной цене.
Читайте также: Хитрый маркетинг: "дразнилки" для приманки
Революцию в потреблении совершили женщины. Домохозяйки нового среднего класса, которые сами пошли в магазины, уволив многочисленную прислугу и сэкономив на этом вполне приличные деньги. Но сословная гордость не позволяла им торговаться: это разрушило бы деловую репутацию их мужей. Кроме того, торг на рынке - процесс весьма экспрессивный. Если раньше служанки тыкали под нос мясникам их кур и кричали, что то количество монет, которе он просит за эту старую птицу - форменное мошенничество, то благородные дамы себе такого позволить, конечно, не могли. Им нужны были фиксированные цены, по которым они могли бы, не роняя своего достоинства, сами выбрать в магазине все, что нужно. При этом в идеале им нужны были все вещи в одном месте, так как у них не было больше многочисленной прислуги, которая могла каждая заниматься своим делом и тратить массу времени на поиски необходимого товара на отдельных специализированных рынках.
Тогда торговцы сделали следующий ход. Сделал его в 1872 году француз Аристид Бусико. Он открыл в Париже первый в мире универсальный магазин «Ле Бон Марше», в котором не просто продавал продукты по фиксированным ценам (как тогда говорили, «по ценам без запросов»), но продавал самые разные продукты. Такие, которые раньше и в голову никому не приходило сбывать в одном месте. «Ле Бон Марше» стал прародителем всех современных универмагов.