К 15 апреля Россия и Белоруссия должны определить схему управления холдингом "Росбелавто", в котором будут объединены активы белорусского МАЗа и российского КамАЗа. Переговоры о создании новой структуры и системе контроля над ней ведутся вот уже два года. Последний законопроект российского Минпромторга может повысить взаимную договороспособность партнеров.
Документ предлагает распространить утилизационный сбор на белорусскую автомобильную продукцию. Действующий сейчас федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года защищает транспортные средства, ввозимые с территории членов Таможенного союза от утилизационного сбора. В 2012 году в Россию из Беларуси было ввезено более 76 тыс. машин.
В Минпромторге позицию российской стороны решили пересмотреть, и 8 апреля 2013 года появился законопроект, который в случае его принятия станет основанием для введения уже с 1 июля текущего года утилизационного сбора с импортеров.
В Белоруссии от ввода новых правил под удар в первую очередь продукция Минского автомобильного завода, который поставляет в Россию грузовую технику и автобусы. Между тем у одного из главных автопроизводителей страны наблюдаются серьезные проблемы со сбытом. В апреле главный конвейер МАЗа переведен на сокращенную рабочую неделю и будет функционировать по четыре дня. Снижены заработные платы рабочих.
Читайте также: КамАЗ стал прибыльным заводом
Основная причина — сокращение доли МАЗа на российском рынке, который остается ключевым для этого предприятия: 83% выпускаемых автомобилей белорусы продают именно в России. При этом доля минчан на рынке на российском рынке сократилась с 13% до 10%. После вступления РФ в ВТО страна закупает должна покупать машины с двигателем "Евро 4", а МАЗ выдает "Евро 3".
У МАЗа неплохие позиции в некоторых странах дальнего зарубежья, а сервисное обслуживание, как известно, генерирует постоянный финансовый поток. Но это скорее переговорный аргумент, так как столь высокая зависимость от российского рынка используется как инструмент давления на минского производителя в вопросах распределения полномочий в создаваемом российско-белорусском холдинге.
Напомним, что первоначальное предложение "Ростехнологий" в 2011 году состояло в переходе 100% акций МАЗа под управление "КамАЗа", а белорусское правительство в свою очередь должно было получить пакет акций "КамАЗа". Белорусы заявили, что в намерены сохранить за собой 49% МАЗа.
Тогда появилась идея создания совместного предприятия "Росбелавто", которое объединит российские и белорусские активы. Минск захотел полного паритета по схеме 50% на 50%, а россияне настаивали на 50% +1 акция в свою пользу. При этом Ростехнологии указывали на разницу в стоимости двух предприятий и проблемы с управлением новой структурой, которые могут возникнуть при полном паритете.
Еще по теме: Йорг Шрайбер: Для тех, кто стремится вперед
После проведенных оценок вырисовалась схема долевого акционерного участия в зависимости от их финансового веса. В этом случае при передаче контрольного пакета автозавода белорусское правительство попытается оставить в госсобственности блокпакет в 25%+1 акция МАЗа.
Причем белорусская сторона будет старательно маневрировать в зависимости от доли в будущем холдинге, ведь в комплекте с МАЗом туда могут войти другие машиностроительные активы в виде, например, Минского моторного завода (ММЗ) и Минского подшипникового. Или же, напротив, Минск может попытаться вывести самый успешный на данный момент дивизион МАЗа, выпускающий хорошо продающиеся автобусы.
Появление новой "плетки" в виде законопроекта российского Минпромторга по всей видимости означает, что подковерная борьба вокруг МАЗа обострилась.
По данным белорусских СМИ, к холдингу могут пристегнуть и стратегический актив в виде Минского завода колесных тягачей. Предприятие производит шасси для ракетных комплексов "Искандер", реактивных систем залпового огня (РСЗО) "Ураган", "Смерч", "Град" и других зенитно-ракетных систем. Также компания производит под маркой Volat гражданскую спецтехнику. Кроме того среди претендентов на актив назывались корпорация "Московский институт теплотехники", НПО "Сплав", концерн ПВО "Алмаз-Антей", "Уралвагонзавод".
Это интересно: Россияне покупают все больше машин
На МЗКТ засматривается "КамАЗ". Но белорусы закономерно опасаются того, что станут просто технологическим донором челнинского производителя, который также занял прочные позиции в российской армии и сейчас разрабатывает собственное шасси "Платформа" для крупнотоннажных перевозок в том числе и под ракетные комплексы.
Сохранение конкурентов в сфере тяжелой автотехники выглядит перспективнее раздувания "КамАЗа". Поэтому не исключено, что МЗКТ будет интегрироваться с предприятиями российского оборонно-промышленного комплекса с открытием в России сборочных производств из белорусских машинокомплектов.