Не все знают, что собственных технических разработок в СССР в 30-е годы было лишь три: прямоточный паровой котел, технология получения искусственного каучука и турбобур, созданный в 20-х годах. Остальное было скопировано или куплено за рубежом, в том числе, через организацию "Амторг", занимавшуюся торговыми операциями между СССР и США с 1924 года!
В истории взаимоотношений между Америкой и Советским Союзом 20-е годы являются особым, своеобразным и противоречивым периодом, который можно охарактеризовать полным отсутствием дипломатического признания нашей страны со стороны правительства США и одновременно быстрым развитием торговых связей между двумя нашими странами.
Способствовало этому несколько факторов. Россия, пережившая мировую и гражданскую войны, остро нуждалась в помощи державы, имеющей большой опыт в области промышленного производства, а таковым государством были в то время именно США. Новейшее оборудование, машины, современные технологии, а также — содействия при борьбе против голода, болезней и обнищания масс — все это было невозможно на тот момент развития нашей страны без помощи извне, и наше тогдашнее правительство это отлично понимало.
Казалось бы капиталистам всего мира было бы выгодно задушить первую в мире республику рабочих и крестьян, но вышло так, что вопреки многочисленным барьерам, установленным Соединенными Штатами в отношении РСФСР (эмбарго на предоставление займов, выдачу долгосрочных коммерческих кредитов, покупку золота "большевистского происхождения", и негативное отношение большинства бизнесменов к советской власти.), советское правительство сумело открыть дорогу американским капиталам и технологиям на советский рынок. Произошло это посредством внедрения на территорию наших оппонентов ряда торговых обществ и контор, представлявших интересы Советского государства.
Первой из подобных организаций в 1919 г. было создано акционерное общество "Продактс иксчейндж корпорейшн" (сокращенно "Продэкско"). А 1923 г. ознаменовался открытием в США отделения от "Аркоса" (осуществляющего советско-британские отношения). Также в это время стали функционировать многочисленные представительства Центросоюза и ряда других внешнеторговых компаний, главная цель которых состояла в привлечении к рыночным отношениям с СССР как можно большего числа американских бизнесменов. Вскоре этот процесс завоевания расположения стал приносить свои плоды, и потребовалось создание более организованного, единого предприятия, которое бы контролировало всю деятельность мелких фирм, разбросанных на территории Америки. Версий для названия будущей компании было несколько. Среди них главным образом выделялись три — TOSSOR (Торговое общество Союза Советских Республик), SATOR (Советско-Американское Торговое Общество) и AMTORG (Американское Торговое Общество). В конечном итоге последний вариант стал официальным названием и 1 мая 1924 г. "Амторг Трейдинг Корпорейшн" начал свою работу.
"НАШ ОПЫТ — ВАШЕ ДОСТОЯНИЕ"
Именно такие слова были начертаны на эмблеме нового предприятия. В чем заключался их смысл, и чем они были подкреплены? Все дело в том, что советское правительство придавало "Амторгу" очень большое значение. На него фактически возлагались функции официального торгового представительства, уполномоченного осуществлять в США интересы ВСНХ и других советских органов, но из-за отсутствия дипломатических отношений между этими странами, формально он должен был осуществлять деятельность в качестве частного торгового общества, что не противоречило законам США. Однако лицо истинного "хозяина" держалось в строгом секрете и ни в коем случае не должно было предаваться огласке, дабы не лишиться лояльного отношения со стороны финансовых и промышленных кругов Америки.
Читайте также: Машиностроение в России переживает подъем
Несмотря на непростую обстановку, сложившуюся в первые месяцы функционирования предприятия, после его возникновения наметилась положительная тенденция в области торгово-посреднических отношений. По отчетности за пять месяцев деятельности (с 1 мая по 30 сентября) советских заказов было размещено на сумму более 4 млн. долларов. Также за этот период акционерному обществу удалось убедить заокеанских предпринимателей в выдаче долгосрочных кредитов, составивших итоговую цифру 2,4 млн. долларов.
В дальнейшем сотрудничество с Фордом, Воклейном и Гамильтоном, Симпсоном, Шлаем, с крупнейшими корпорациями — "Дженерал Моторс", "Форд Компани", "Унтервуд", компаниями Хьюза, Келлога (всего 146 фирмами и банками) — все это способствовало завоеванию прочных позиций на рынке Штатов. Одним из наиболее ярких примеров "прорыва" в деловые круги является случай со знаменитым автопробегом (именно его имели в виду Ильф и Петров в своем романе "Золотой теленок"), устроенным в Советской России в 1925 г. По его итогам ряд американских автомобилей удостоились призов. В честь этого события был устроен банкет, на котором сотрудники советского торгпредства вручали награды. Проведенное мероприятие имело огромный политический резонанс и способствовало увеличению притока иностранных (и в первую очередь американских) инвестиций в советскую экономику.
"Амторгу" приходилось покупать даже лошадей, так как конское поголовье в годы Гражданской войны сильно сократилось, что привело к необходимости закупки породистых лошадей в Канаде. Впоследствии план закупок оказался недовыполненным и образовался денежный излишек, который тут же реализовали весьма оригинальным способом. Ввиду того, что животных приобретали по лицензии, выданной Металлоимпорту, остаток средств потратили на покупку 80 парашютов "Ирвинг" и 55 комплектов зажигания "Делько" для моторов "Либерти". Помимо этого, "Амторг" занимался закупкой необходимых приборов и образцов техники для молодой советской авиации. Аналогично действиям в отношении бронетанковой техники и автомобильного транспорта, такие же методы применялись и для освоения нововведений в области авиастроения (то есть закупка образцов и приобретение соответствующей документации для производства и эксплуатации на территории Советского Союза).
Закупались самолеты "Каталина", радиостанции, а кроме этого ещё и тракторы, станки, высокоточный инструмент, технические алмазы. В общем, закупалось все, что только нам требовалось, причем практически без ограничений, только плати денежки, и американская сторона нам все предоставляла. А то, что по каким-то причинам не удавалось приобретать официально, сотрудники Амторга покупали у американских инженеров за наличные деньги "частными образом" и никто вроде бы как этого и не замечал!
Еще по теме: Гусь-Хрустальный снова в седле
Но особым достижением "Амторга" стало приобретение модели танка Дж. У. Кристи М1931, вывезенного из США под видом… сельскохозяйственного трактора, и заключение контракта с А. Каном о проектировании и консультировании строительства тракторного завода в Сталинграде. Впоследствии подвеска Кристи применялась на всех советских танках, начиная с БТ-2 и до Т-34 включительно. А договоры между "Амторгом" и "Альберт Кан инкорпорейшн" перезаключались неоднократно, в результате чего было построено свыше 500 объектов (тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове; автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде; кузнечные цеха в Челябинске, Харькове, Коломне, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске), что, по сути дела создало всю нашу промышленность этого направления.
А вот некоторые данные, свидетельствующие об эффективности этой компании. Общий оборот торговли с Америкой только за первый год составил 66 717,5 тыс. долларов, причем 54 млн. из них приходилось на импорт в СССР. Среди ввезенных товаров преобладали хлопок, сельскохозяйственные машины и оборудование, предназначенное для советской промышленности. Также наблюдались темпы роста в экспорте продукции, преимущественно хлебной, лесной, пушной, нефтяной и льняной.
Еще среди достижений можно отметить тот факт, что 70% всего товарооборота было финансировано американскими банками и фирмами. И особое значение для советской промышленности, помимо закупок авиатехники, танков, машин и оборудования имел также накопленный в результате "стажировок" опыт и навыки. Отечественные инженеры, работая на американских заводах, составляли подробные отчеты о применяемых там технологиях и способах организации труда. По возвращении на родину, эти данные способствовали налаживанию производства на наших заводах и фабриках.
Это интересно: Почем Cohiba для народа?
Остается ответить на вопрос, а являлся ли "Амторг" действительно кузницей советской оборонной индустрии? Ну, всей "оборонки" это вряд ли. Многочисленные контакты имели место также с предприятиями Германии, Италии, Англии и Чехии. Однако нельзя забывать, что наши Т-34 всю войну "отъездили" на подвеске У. Кристи и именно ей они во многом обязаны своим успехом. Поэтому ответ будет все-таки "да" — "Амторг" действительно сыграл большую роль не только в советско-американских торговых отношениях, но и в нашей победе над врагом в годы Великой Отечественной войны.