После запрещения рекламы вредной для здоровья продукции, такой как алкоголь и сигареты, депутаты перешли к запрещению полезных товаров. Реклама лекарств и биологически активных добавок может полностью исчезнуть из СМИ. Накануне такую возможность не исключил и Минздрав. Ожидается, что соответствующий законопроект будет представлен в Госдуму в мае.
"Я поддерживаю предложение полного запрета", — сообщила во вторник директор департамента министерства Елена Максимкина, чьи слова приводит РИА Новости. По ее мнению, такая мера необходима, поскольку масштаб проблем, вызванных подобной рекламой, становится все более серьезен. Люди слишком активно занимаются самолечением. Из-за этого бесконтрольного процесса весь мир стоит на пороге борьбы с лекарственно устойчивыми формами вирусов.
Ранее предложение о введении запрета рекламы и БАДов в СМИ сделало Правительство РФ. 14 марта 2013 года федеральный орган поручил Минздраву, Федеральной антимонопольной службе и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти проработать вопрос о целесообразности такого запрещения. Предложения должны быть представлены в Кабинет министров 20 мая 2013 года.
Напомним, аналогичное предложение возникает не в первый раз. Ранее в 2009 году в Государственную Думу уже вносился законопроект об ужесточении рекламного законодательства в сфере медицины. Тогда депутаты предлагали разрешить рекламу лекарств только в специализированных медицинских и фармацевтических изданиях, либо же на медицинских и фармацевтических выставках. Причина тогда называлась та же: склонность населения к занятию самолечением под воздействием рекламы медицинских препаратов. Однако тогда нормативного акта по внесенному законопроекту так и не было принято.
Меж тем опасность такой рекламы состоит не только в негативном воздействии на излишне внушаемых граждан, не обладающих медицинскими знаниями. По данным ФАС, реклама различных добавок, медицинских услуг и лекарств в 2012 году заняла второе место по количеству нарушений законодательства о рекламе. Больше нарушений было допущено лишь при рекламе финансовых услуг.
Так, например, в начале февраля текущего года в Москве была задержана преступная группа, торговавшая БАДами под видом лекарств, сообщает пресс-служба ГУ МВД по Москве. Общий размер ущерба, причиненного аферистами гражданам, большую часть которых составляли пенсионеры, инвалиды и ветераны, оценивается примерно в 50 миллионов рублей, передает MED Портал. Четверо граждан России и Украины размещали в СМИ рекламу о деятельности несуществующего медицинского центра, указывая при этом только контактные телефоны. Как правило, по данным телефонам звонили пожилые люди. В ходе разговора мошенники убеждали доверчивых пенсионеров в том, что у тех имеются серьезные заболевания, после чего предлагали напуганным гражданам купить "новейшие зарубежные препараты", которыми на деле были простые БАДы. При этом приобретать эти БАДы пожилым клиентам приходилось по ценам, намного превышающим рыночные. Однако и после этого злоключения пенсионеров не заканчивались. Убедившись, что очередной клиент заметил, что "новейший зарубежный препарат" ему не помогает и перестал приобретать новые порции, мошенники снова звонили ему и на сей раз представлялись работниками правоохранительных органов. Они говорили пенсионеру о том, что он стал жертвой злоумышленников и теперь ему полагается компенсация. Однако для получения денег бывшему клиенту предлагалось оплатить некие пошлины. Как правило, пожилые люди безропотно отдавали деньги.
В настоящий момент ФАС намерена внести поправки к закону "О рекламе", запрещающие рекламу БАДов без указания на то, что они не являются лекарственными средствами. При этом ответственность по новым правилам должны нести не только рекламодатели, но и СМИ, предоставившие им площадку. Необходимые изменения в данной связи потребуется внести также в Кодекс об административных правонарушениях.
Однако стоит отметить, что при всей опасности, которую может таить в себе реклама лекарств и БАДов, она имеет также и положительный эффект. Ведь у многих граждан РФ нет возможности (или даже просто желания) обратиться к врачу в случае недомогания. Учитывая реалии российской медицины, людям зачастую сложно бывает попасть в поликлинику на прием. Теперь же самостоятельно найти информацию, какое средство может помочь в случае недомогания, будет гораздо сложнее.