Весна в центральную Россию в 2013 году не спешит приходить. И если часть россиян с трепетом ждет потепления и сетует на задержавшиеся морозы, то другая часть жителей нашей Родины ожидает весну с опасением. Ежегодно в России от паводков страдает свыше 30 регионов. Экономические потери от "большой воды" огромны, как и затраты на их предотвращение.
В целях предотвращения худших последствий федеральный центр и власти населенных пунктов, расположенных вблизи крупных рек, ежегодно вынуждены выделять значительные суммы для подготовки к весне. МЧС уже обнародовал список регионов, риск паводков в которых наиболее высок. Это республика Алтай, Башкирия, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Якутия, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Томская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская и Саратовская области. В конце марта региональные власти отчитались о готовящихся мероприятиях и о суммах, которые будут в этих целях затрачены.
Так, власти Вологодской области уже объявили о намерении потратить 13 миллионов рублей на осуществление мероприятий по предупреждению паводка. В Татарстане же планируют потратить в 2013 году до 55 миллионов рублей на те же нужды. В Томске, где наиболее велика угроза выхода рек из берегов в связи с таянием снега, уже идет усиленная подготовка к весне. Там на предотвращения паводка направлено более 250 миллионов рублей.
Возникает вопрос: откуда регионы ежегодно берут столь внушительные суммы? Известно, что часть средств выделяет МЧС, остальные поступают из региональных бюджетов и местных источников. В основном подготовка к весеннему половодью включает расходы на закупку горюче-смазочных материалов, запчастей, а также на работу авиатехники, услуги связи, обязательно на строительство защитной дамбы, и так далее.
Однако несмотря на все работы, ежегодно в результате подъема воды по всей России страдают тысячи населенных пунктов, затапливает хозяйства и домовладения, погибают люди. На случай чрезвычайных ситуаций, связанных с весенними паводками, в 2013 году в России был создан Финансовый резерв в 80 миллиардов рублей, о чем сообщили в департаменте гражданской защиты МЧС РФ 27 марта. И, судя по опыту Ростовской области, которая самой первой в 2013 году пострадала от разлива реки Дон, резерв этот был создан не зря.
Заместитель начальника Управления информации МЧС России Елена Смирных поделилась с редакцией Bigness. ru информацией о том, куда именно расходуются средства, выделенные на предупреждение весеннего разлива рек в России, и на каком уровне находится подготовка в настоящее время.
"У нас наибольший риск подтопления пониженных участков местности, населенных пунктов, низководных мостов, размыва дорог, дамб в результате активного снеготаяния прогнозируется в ряде субъектов. Естественно, там ведется определенная работа — это превентивные мероприятия, такие как чернение льда, подрыв льда, распиловка льда, с целью того, чтобы максимально снизить риски по прохождению паводковых вод, — рассказала Елена Смирных, — У нас используются различные механизмы по снижению рисков. Это и сбросы воды, но это грамотные технически проработанные, согласованные со всеми заинтересованными службами и плюс собственниками МГТС, которые обеспечивают поддержание уровня воды в нормальном состоянии".
По словам госпожи Смирных, помимо возведения гидротехнических сооружений и специальных плотин, которые регулируют уровень воды в водоемах, в целях обеспечения безопасности была создана достаточно большая группировка, которая "составляет более ста тысяч единиц техники", 253 единиц авиационной техники и более 9 тысяч единиц плавсредств. Это достаточно большой парк, который позволит обеспечить безопасный пропуск паводковых вод", — заключает представитель МЧС.
Однако эксперты уверены, что колоссальные суммы, которые ежегодно направляются на превентивные меры, не всегда используются по назначению. Более того, никто не пытается изыскать и применить методы, которые позволили бы сократить расходования сил и денежных средств на предотвращение весеннего половодья. "Есть различные методы и подходы, начиная от структурных или инженерных методов защиты отдельных объектов и территорий и заканчивая другими, которые сейчас в европейских странах признаются более правильными. Это так называемые адаптационные методы. Они помогают приспосабливаться к природным явлениям, таким как паводки и наводнения, которые были, есть и будут, это было записано еще в руководстве Европейской комиссии ООН по устойчивому предупреждении наводнений", — рассказал Сергей Беднарук, начальник информационно аналитического центра Московского государственного университета природообустройства.
По словам господина Беднарука, главная проблема нашей страны заключается в снижении уровня компетентности у лиц, ответственных за российские водные ресурсы. "К сожалению, отчасти этим, в значительной мере, занимаются не профессионалы, что ведет к негативным последствиям в части управления и даже в части соблюдения действующего водного законности. То есть у нас, скажем, продекларированы правильные принципы нашего водного законодательства, заложены правильные подходы, но, к сожалению, дальше ситуация начинает развиваться совсем по-другому, — замечает эксперт, — В подходах, которые сейчас осуществляются, кроме основного направления на освоение средств, больше ничего не видно. Они бессистемны по существу. Самое главное: чем больше денег, чем больше затрат, тем лучше. Реальная эффективность осуществленных в последние годы и продолжающих осуществляться затрат никем не оценивается, да и похоже эта оценка, по понятным причинам, никому не нужна".
Между тем, заместитель председателя комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин считает, что решение данной проблемы есть, и совсем скоро необходимость ежегодно тратить огромные суммы на весенние противопаводковые мероприятия может отпасть.
"Основная проблема организации правоприменительной практики в части управления рисками паводков и наводнений в РФ заключается в следующем: не только субъекты РФ, но главным образом муниципальные образования не обладают полномочиями по проведению дноуглубительных и берегоукрепительных работ на водных объектах, которые текут по их территориям, — объясняет Максим Шингаркин, — Точнее они могут это сделать только по согласованию с субъектом РФ после того, как тот, в свою очередь, проведет ряд согласований в Федеральном водном агентстве. С одной стороны, эта, казалось бы, достаточно бюрократизированная процедура, должна защищать водные объекты от нецелевого использования, с другой стороны, на практике она лишает глав муниципалитетов в случае установления конкретных рисков паводковой опасности принять экстраординарные меры и профилактировать ситуацию. Поэтому в комитете ГД в настоящее время разрабатывается принципиально новый методический подход, согласно которому по всем водным объектам, относящимся к категории паводкоопасных, будут сформированы многолетние программы управления рисками и выделены полномочия в части проведения профилактических мероприятий, в том числе и муниципалитетам".
В целом, документ предусматривает позволение муниципалитетам принимать решение о проведении противопаводковых мероприятий в зависимости от того, велика ли угроза паводков в этом году. Решения эти будут заведомо согласованы с вышестоящими организациями. Для того, чтобы главы муниципалитетов проводили мероприятия только в тех случаях, когда они действительно нужны, будут установлены четкие критерии. Кроме того, в документе заранее будут прописаны полномочия и необходимые мероприятия.
"Это позволит гибко регулировать применение и спецсредств, и в том числе финансовых затрат в отношении паводкоопасных водных объектов. Этот подход позволяет четко регламентировать и заранее определить лимиты затрат, что фактически приведет к их снижению", — заключил Максим Шингаркин, подчеркнув, что создание этого механизма и его законодательное и нормативное регулирование является сейчас основной заботой комитета ГД по природным ресурсам.