Экономическая обстановка на Кипре улучшилась после того, как Еврогруппа приняла решение о предоставлении Никосии финансовой помощи в размере десяти миллиардов евро. По мнению экспертов, острая фаза кризиса на Кипре уже преодолена.
В результате долгих переговоров было решено, что депозиты от 100 тысяч евро, попадающие под страхование в ЕС, сохранят полностью, а для крупных — выше 100 тысяч евро — налог будет составлять 40%. Президент Кипра Никос Анастасиадис отметил, что удовлетворен соглашением.
Сейчас власти Кипра пытаются всеми силами не допустить оттока средств вкладчиков. Им разрешат снимать не более 300 евро в день, чтобы предотвратить отток ликвидности. Одновременно вводится в действие ряд запретительных мер, в том числе отмена обналичивания чеков и ограничения вывоза валюты за пределы страны.
Граждане Кипра также временно не смогут вывозить более 1000 евро при поездках за границу. Таможенники будут проводить проверки в пунктах пересечения границы.
Запрещены также денежные переводы за рубеж, а с кредитных и дебитных карточек при поездках в другие страны можно снимать не более 5 тысяч евро в месяц, сообщает ВВС.
"Самое главное, это судьба двух крупнейших банков Банка Кипра и Laiki. Первый будет подвергнут реструктуризации, по условиям которой порядка 30% депозитов размером более 100 тысяч евро будет списано, второй вообще ликвидирован после того, как "немусорные" активы переместят в Банк Кипра. Эта кредитная организация останется крупнейшим банком, но не единственным. Банки страны должны открыться после "каникул", — заявила старший аналитик компании "Альпари" Дарья Желаннова.
"По большому счету, острую фазу финансового кризиса на Кипре удалось преодолеть. Тем не менее так называемый "План Б" все еще оставляет ряд вопросов, прежде всего, каковы будут цифры потерь российского бизнеса от кипрского кризиса", — отметила эксперт.
Банк Кипра будет одним из основных получателей выделенных средств, которые, вероятно, пойдут на санацию "плохих" активов, в том числе присоединяемых, указывает аналитик UFS IC Илья Балакирев.
"Пока ситуация развивается так, что фактического дефолта Банка Кипра ожидать не приходится. Он "too big to fail" — его дефолт будет означать крах всей банковской системы страны. После объединения с Laiki он станет еще больше" — говорит аналитик.
"Поддержка Евросоюза и ЦБ Кипра в этой ситуации поможет выжить, а вот выйти за рамки выживания можно, только имея внятную стратегию роста и развития. Если вдруг им удастся, как некоторым американским банкам, получить щедрую финансовую накачку и даже компенсацию убытков, то это может стать плацдармом для построения модели устойчивости и даже роста", — считает руководитель направления "Производство, качество и инновации" Русской Школы Управления Константин Тютюнов.
Акции Банка Кипра, которые будут выданы вкладчикам, которые потеряли процент по депозиты на суммы выше 100 000 евро, вряд ли помогут компенсировать потери, — считает Илья Балакирев: "Решение интересное для самого Банка Кипра — фактически оно позволяет перевести часть депозитов, которые банк все равно не сможет отдать — напрямую в капитал, который отдавать вообще не надо. В результате формально баланс банка может ощутимо улучшится в результате такой операции, и частично это может приостановить бегство вкладчиков".
Что касается "дочки" Банка Кипра в России — Юниаструм Банка, то этот актив вряд ли пострадает, говорят эксперты. Юниаструм — достаточно самостоятельный банк, — сходятся во мнении Главный специалист Отдела ценных бумаг банка "Интеркоммерц" Иван Кибардин и Заместитель главного директора ИК "Церих кэпитал менеджмент" Андрей Верников.
"Юниаструм — в общем-то самостоятельная финансовая единица, причем достаточно не плохо развивающаяся. Если будет принято "грамотное" решение по реструктуризации, то Юниаструм вообще не должен пострадать, как в прочем и его клиенты. Оценивая всю ситуацию в целом, я бы сказал, что "дочка", находится в хорошем положении, — добавляет Иван Кибардин.
Кипр спасен. Какой ценой?