Шоколад очень любят дети. И женщины. Да и мужчины, в общем-то, тоже любят шоколад: практически нет в мире такой категории людей, на которую нельзя было бы рассчитывать при производстве рекламы этого продукта. И все же изготовителям шоколада пока есть куда расти. В мире еще остаются рынки, где свое присутствие можно серьезно увеличить.
Очевидно, примерно так рассуждала компания "Cadbury", когда начинала разработку принципиально нового вида шоколада. Свой продукт она представила в ноябре 2012 года: термостойкий шоколад. Вообще-то, грубо говоря, незнакомого с кондитерским рынком обывателя, название впечатляло сильнее, чем описание его свойств. Ведь под словом "термостойкий" люди представляли себе нечто, что невозможно расплавить даже в духовке. Меж тем новый шоколад всего лишь имел температуру плавления на 3-4 градуса по Цельсию выше, чем обычный. Как правило, этому продукту достаточно температуры в 36-37 С, чтобы потерять форму и сделаться мягким. Термостойкий же шоколад сохранял свои свойства при 40 С, при этом не менее трех часов подряд.
Читайте также: Хитрый маркетинг: Чем "Гиннесс" обязан куропаткам?
Однако производители делали упор не на громких названиях и рекламных лозунгах, а именно на новом свойстве. Несмотря на кажущую незначительность изменений, оно помогало "Cadbury" существенно расширить рынок сбыта. За счет жарких южных стран. И в первую очередь, за счет Бразилии и Индии, где температура воздуха высока, а холодильного оборудования в магазинах не хватает. Термостойкий шоколад мог беспрепятственно храниться в витринах даже летом, тогда как обычный порой расплавлялся настолько, что вытекал из упаковки.
Инновацию разработали специально для "Cadbury" ученые из Бирмингема. Эффекта удалось достичь за счет изменения технологии производства. Традиционно при изготовлении шоколада все компоненты смешиваются в одной емкости и затем растираются в однородную массу. Вместе оказываются перемешаны молоко, сахар, какао-масло, растительные и животные жиры и различные добавки. Ученые же предложили сахар измельчать отдельно по особой технологии и только потом добавлять в массу. Это позволяет сделать частички сахара гораздо более мелкими. А, значит, обладающими меньшей способностью к впитыванию жиров. Это и делает шоколад термостойким.
Еще по теме: Хитрый маркетинг: не в глаз, а в нос!
Новшество оказалось успешным. Настолько успешным, что произошло то, что владельцы "Cadbury" едва ли могли предположить заранее: британцы приревновали новый шоколад к иностранцам. Дело в том, что в магазинах Соединенного Королевства термостойкий шоколад не продавался. Что вполне ожидаемо, учитывая среднегодовую температуру в стране. Просто не было необходимости: как тактично заметил представитель "Cadbury" Тони Билсбороу, "в Великобритании крайне редки случая порчи продукции по причине высокой температуры". Однако британцев это не остановило. На компанию посыпался град обвинений. "Оказывается, что все инновационные продукты, которые мы производим, они отдают людям из других стран! - возмущенно заявил представитель Консервативной партии Роберт Хэлфон. - Мы придумали этот бренд, и теперь британские рабочие даже не могут насладиться плодами своих трудов. Я приложу все усилия, чтобы заставить компанию пересмотреть свое решение и дать британцем те же права, что и любителям шоколада из других стран".
Тут сыграло роль еще и то, что за два года до описываемых событий компания "Cadbury", изначально британская, была приобретена американским концерном "Kraft Foods". Это и подхлестнуло гнев британцев. "Kraft - американская компания, поэтому нет ничего удивительного, что они нас игнорируют, как бы это ни было печально", - прокомментировала потомок основателя "Cadbury" Фелисити Лаудон.
Читайте: Хитрый маркетинг: "дразнилки" для приманки
Из-за всей это шумихи компании пришлось всерьез задуматься о возможности продажи термостойкого шоколада в Великобритании. Разумеется, владельцам "Cadbury" этого бы не хотелось: производство инновационного продукта обходится дороже, чем производство обычного, в то время, как в случае с Соединенным Королевством никаких выгод продажа термостойкого шоколада компании не сулит. Там вполне успешно расходится и традиционный. Однако у скандала обнаружился и неожиданный положительный эффект: в связи с активным обсуждением темы в СМИ, новый шоколад "Cadbury" стал еще больше популярен в тех странах, для которых изначально и разрабатывался.