В прошлом крупнейший цент американского машиностроения, сегодня вымирающий город на одноименной реке Детройт уже не просто на грани разорения — он в полушаге от банкротства. На этой неделе в "городе моторов", долги которого перевалили за 14 миллиардов долларов, ввели внешнее антикризисное управление. Разоренный мегаполис передан в руки Кевина Орра.
Человек, которому предстоит решить судьбу Детройта и разгрести все его финансовые проблемы, является юристом компании Jones Day. Он был представлен действующим мэром города Дэвидом Бингом в качестве антикризисного управляющего в ходе пресс-конференции, состоявшейся в пятницу. Кевин Орр для "города моторов" человек не чужой — он принимал участие в реструктуризации бизнеса Chrysler после банкротства, иск о котором корпорация подала в период финансового кризиса. Орр поспособствовал "выздоровлению" Chrysler и заработал на этом свыше одного миллиона долларов.
Читайте еще: Chrysler и Fiat слились в едином концерне
Теперь же главная задача юриста — не допустить такого развития событий, при котором Детройту придется осуществить процедуру банкротства. В противном случае разорение Детройта может войти в анналы истории как самое крупное муниципальное банкротство в Соединенных Штатах Америки. Однако Кевин Орр пообещал, что не допустит столь печального сценария для города, стремительно развивавшегося всю первую половину прошлого века. Более того, юрист заявил, что отведенных ему 12-16 месяцев будет даже много, и он сумеет наладить финансовые дела Детройта за более короткий срок.
А между тем, дела у центра автомобилестроения США обстоят хуже некуда. Как выявила в феврале 2013 года специальная комиссия, бюджетный дефицит мегаполиса составляет 327 миллионов долларов, при том, что общий долг превышает 14 миллиардов долларов. А выплаты на сумму 2 миллиарда необходимо произвести в ближайшую пятилетку. Проанализировав столь плачевные результаты своего исследования, члены комиссии пришли в выводу, что Детройт в настоящее время пребывает в состоянии финансовой катастрофы, из которой нынешний его мэр вытащить город не в силах. С выводами экспертов согласился и Рик Снайдер, губернатор штата Мичиган, к которому относится вымирающий город. В результате Детройт встал в один ряд с городами Понтиак, Флинт, Экорс, Аллен-Парк и Бентон-Харбор, власти которых чуть ранее вынуждены были ввести внешнее антикризисное управление.
Любопытно почитать: Лучше банкротство, чем итальянский плен?
Финансовое положение Детройта стало ухудшаться с середины прошлого столетия. Еще в 1950-х годах он был одним из пяти крупнейших городов США. На тот момент в мегаполисе проживали 1,8 миллионов человек. Это был самый бурно развивающийся и богатейший город Северной Америки. Концерны Ford и Chrysler обеспечивали рабочими местами население Детройта, также здесь действовали заводы братьев Додж и Паккарда. Первые автомагистрали и транспортные развязки появились именно в этом промышленном городе. Но могущество Детройта было утрачено из-за правительственной программы, целью которой являлось заселение чернокожими гражданами центра города. На дворе стоял 1950 год. С того момента начался постепенный отток в пригороды квалифицированных рабочих, инженеров, врачей, мелких бизнесменов, банкиров и представителей среднего класса. Жители Детройта выставляли свои дома и квартиры на продажу и уезжали. Улицы центра автомобильной промышленности заполнили безработные, существующие на пособие от государства, и чернорабочие. Это положило начало финансовым проблемам мегаполиса.
Следующим ударом стал нефтяной кризис, случившийся в 1973 году, в результате которого значительные потери понесли американские производители автомобилей, чья продукция была гораздо более "прожорлива", нежели ее японские и европейские аналоги. Кризис привел к банкротству автомобильных компаний и закрытию заводов. С этого момента Детройт, большая честь жителей которого была не в состоянии были платить налоги, медленно начал погрязать в долгах.
Еще по теме: Спасать автопром США мешают рабочие
В последние годы население Детройта сократилось до 700 тысяч человек. Сегодня город напоминает огромное гетто с зашкаливающим уровнем преступности. Здесь по-прежнему расположена штаб-квартира General Motors, а в пригородах размещаются штаб-квартира Ford Motor Company и Chrysler. Тем не менее, более трети только официального населения города живут за чертой бедности. Уровень безработицы составляет 18,2 % при среднем уровне по стране 7,7 %. В силах ли Кевина Орра поднять экономику Детройта, покажет время. Но недоверие к юристу уже выразили муниципальные органы и профсоюзы, которые боятся, что приоритетом Орра является не мелкий бизнес, традиционно обеспечивавший большинство рабочих мест в Детройте, а крупные финансовые институты и банки. Впрочем, сами представители местных органов управления и профсоюзы теперь лишены власти, потому их мнения в судьбе "города моторов" не сыграют уже никакой роли.