Бизнес ради денег и улучшения качества собственной жизни - эта формула действовала испокон веков и, кроме редких случаев меценатства, предприниматели не рассматривали свой капитал как возможность решения проблем общества. Теперь же формула "деньги - ради денег" устарела, в мире развивается социальный бизнес. Но что тормозит его развитие в РФ?
Социально ответственный бизнес популярен как в США и странах Европы, так и в развивающихся странах, таких как Индия, Бангладеш, Южная Корея, Украина и так далее. Важным отличием европейского социального бизнеса является поддержка и стимулирование со стороны властей, благодаря чему он получил широкое распространение в обществе. Быть может, поэтому сегодня в той же Великобритании доля социальных предпринимателей близка к 20 %. В США, тем временем, инициатива привить бизнесу ответственность за проблемы общества исходила в первую очередь от различных фондов. Они занимались продвижением идеи в массы, привлекая к ее освещению западные СМИ.
Читайте также: Facebook - меценат поневоле
В результате социальной бизнес стал широко популярен в среде крупных американских предпринимателей. Сегодня для успешного бизнесмена из США благотворительность, поддержка медицины, незащищенных слоев населения, борьба за права животных, инвалидов и так далее - является необходимым атрибутом, своеобразным мерилом доходности начатого предприятия. В западном обществе быть крупным бизнесменом, и при этом не поддерживать медицину, инновационные разработки, не быть альтруистом - это не просто необычно, но даже подозрительно. Поэтому большинство американских компаний работает по принципу, "приобретая, отдавай". Тем более, что социальная ответственность предпринимателя делает великолепную рекламу его продукту.
В последние несколько лет российские СМИ тоже стали уделять немало внимания социально ответственному предпринимательству. Этому давно пора было случиться, ведь чем чаще тезис "социальный бизнес" употребляется в присутствии отечественных предпринимателей, тем очевиднее становится тот факт, что в РФ понимание этого феномена крайне искажено. Большинство представителей российского бизнес-сообщества полагает, что идея социально ответственного бизнеса заключается в основах Трудового кодекса. Другими словами, выплачивать сотрудникам зарплату вовремя и отпускать в декретный отпуск - это, по мнению большинства российских бизнесменов, называется социальной ответственностью. Однако это сильное заблуждение, которое отчасти можно оправдать отсутствием в законодательстве РФ термина "социально ответственное предпринимательство".
Еще по теме: Кто "раскулачивает" Соединенное Королевство?
На данный момент в России модель бизнеса "не ради денег" не имеет широкого распространения. Хотя, казалось бы, уже миновали тяжелые годы после развала СССР, когда каждый стремился отхватить кусок побольше от общего пирога, чтобы в дальнейшем жить в роскоши и ни в чем себе не отказывать. Сейчас первые ростки социальной ответственности стали пробиваться в среде российских предпринимателей. Появились первые фонды, учрежденные успешными бизнесменами, такие как Фонд социальных программ "Наше будущее", основанный предпринимателем Вагитом Алекперов. Цель таких фондов - поддержка малоимущих и нуждающихся слоев населения, сбор средств для инвалидов и тяжело больных россиян, помощь в трудоустройстве и так далее. Однако это пока частные случаи и скорее исключения из правил, чем общепринятая модель построения бизнеса.
Редакция Bigness.ru попробовала разобраться, почему на самом деле социальный бизнес с трудом развивается в нашей стране и каков путь внедрения этого явления в российскую действительность? Должно ли государство стимулировать социальный бизнес в России, или инициатива может исходить от самих предпринимателей?
Читайте еще: Меценат Абрикосов и шоколадная фабрика
"Мне не очень нравится сам термин "социально ответственный бизнес", - поделился своим мнением Константин Бабкин, президент ЗАО "Новое содружество", промышленник и политик, - Бизнес должен производить продукты, деньги зарабатывать, заниматься своим делом, а социальная ответственность или ответственность перед обществом, она сводится уже к конкретным людям. Если человек в жизни заработал деньги, он может тратить их либо просто на удовольствия, на материальные блага, на себя лично, либо может обществу что-то дарить. То есть это все же не бизнес, а люди должны проявлять социальную ответственность, благотворительностью заниматься, тратиться на общественные дела".
При этом господин Бабкин подчеркнул, что ситуацию в России сегодня нельзя сравнивать с западными странами, "где капитализм имеет большую непрерывную историю", что и делает более распространенной благотворительность или общественную деятельность конкретных людей. "Почему у нас это не так развито? У нас, наверно, все-таки еще «не наелись», все-таки у нас сейчас более материалистичный капитализм. Он не прошел стадию первоначального накопления (звериную стадию)", - предположил эксперт, выразив надежду, что постепенно капитализм в нашей стране тоже придет к совершенно новому уровню, - Больше всего меня печалит то, что у нас предприниматели и богатые люди, которые знают, как работают современные механизмы, мало занимаются политикой, деятельность, которая ведет к более справедливому обществу. Этим объясняется наша повсеместная коррупция и неэффективное государственное управление. Мы или чем-то запуганы в прошлом, или сейчас боимся потерять какие-то материальные блага. Такая пассивность и инфантилизм общества, которое в недостаточной степени хочет влиять на свою судьбу, - действительно большая проблема".
Это интересно: Социальный бизнес ждет отмашки властей
"Я думаю, вся проблема заключается в том, что финансы сосредоточились в среде людей, которых мы знаем как олигархов, и сосредоточены они были на базе отсутствия должного уровня культуры, которым по-настоящему должен обладать человек с большими финансами, - считает, в свою очередь, российский певец, шоумен и актер Сергей Крылов, - Крупный бизнесмен должен понимать себя как человека, живущего в культурной среде и быть очень эмоциональным. На Руси, если брать нашу территорию, была хорошая традиция. Она в общем никуда не ушла - одну десятую часть надо отдать, и она не может быть возвращена. Это обязательно должно исходить от людей, никакая власть здесь ничем не поможет".
Абсолютно другой точки зрения придерживается известный политический консультант Анатолий Вассерман, предложивший не смешивать ответственность государства и предпринимательства. "Откровенно говоря, я очень скептически отношусь к самому понятию "социально ответственный бизнес". Как ни крути, все-таки целью бизнеса остается зарабатывание денег, причем с максимальной технически возможной скоростью, поскольку всякий бизнес, отставший от конкурентов, довольно скоро лишается притока средств. Таким образом, бизнес, расходующий деньги на что-либо, помимо самого бизнеса, оказывается под угрозой, - замечает господин Вассерман, - У нас социальная ответственность бизнеса, то есть своеобразная благотворительность процветала во второй половине 19 века, когда весь мир очень бурно развивался, и когда денежные потоки были достаточны, чтобы какие-то тонкие ручейки от них ответвлять за пределы собственного бизнеса. Поэтому мне кажется, что все-таки целесообразнее не ставить перед бизнесом задачи быть социально ответственным, а целесообразно эту социальную ответственность возложить на плечи общества, через государство, которое по сути создается обществом именно для того, чтобы решать общие для всех задачи".
Читайте: Хозяин Duty Free, отдавший последний цент
Очевидно, что взгляды российских экспертов на социально ответственное предпринимательство сильно расходятся. Станет ли это направление бизнеса в России распространено так же, как в Европе и США, сегодня можно лишь догадываться. Но совершенно точно можно сказать, что социальная ответственность бизнеса в России будет существовать, поскольку общество уже готово к этому, и сейчас появляются зачатки этого направления. Развиваться же оно будет самобытным путем, а как при этом распределятся роли государства и бизнес-сообщества, покажет время.