В мире много странных налогов: налог на тень, налог на дождь, налог на пьянство. На прошлой неделе свой вклад в этот список внесла Германия. Парламент ФРГ принял закон, вводящий "налог на Google". Теперь все поисковые системы и новостные агрегаторы, работающие на территории Германии, обязаны платить за ссылки, которые дают на новостные сайты.
По поводу закона чаще всего задают два вопроса. Первый: как его применять? Второй: зачем его вообще ввели? Первый вопрос задают по большей части заинтересованные лица, на чьи плечи, собственно, и ляжет бремя нового налога, а также юристы. Дело в том, что четкого механизма в законе не прописано. В документе нет описания системы расчета компенсаций (поисковики теперь обязаны выплачивать правообладателям гонорары за ссылки на их тексты), не указан их конкретный размер, не совсем понятно также, каков должен быть объем ссылки, чтобы та попадала под действие налога. Эксперты сходятся, что, по всей видимости, законодатели рассчитывают на то, что конкретные механизмы применения закона пропишет суд в своих решениях по конкретным делам. А решения эти появятся уже скоро. После первых же обращений в суд новостников-правообладателей с исками к поисковым системам.
Читайте также: Google-рай. Просчитанный и выгодный
Стоит отметить, что использование такой схемы немного странно для Германии. Ведь страна принадлежит к романо-германской правовой семье (к которой относится также и Россия), где общественные отношения преимущественно регулируются законом, а не судебным прецедентом, как в англо-саксонской правовой семье. Писать в ФРГ закон, изначально ориентированный на адаптацию в судах, неудобно и чревато огромным количеством сложностей, так как вся система "заточена" под иное. Этакая попытка всей страной примерить пальто с чужого плеча. Впрочем, по всей видимости, после того, как документ «обкатают» в суде, в его текст будут внесены соответствующие поправки с учетом сложившейся практики.
Это тем более странно, поскольку существует и второй вопрос: зачем данный закон вообще ввели? Ведь он невыгоден никому. Поисковики и новостные агрегаторы, понятно, выступают против, так как не желают платить лишнего. И их можно понять, поскольку подобная обязанность кажется не совсем справедливой.
Это интересно: Google не верит в конец света
"Мы не видим причин, по которым должны платить им (новостным сайтам) за то, что приводим читателей", - заявлял пресс-секретарь Google в Германии Ральф Бремер, чьи слова передает РБК. Тем более, что не совсем понятно, когда именно компаниям придется выкладывать деньги. Бундестаг обязал поисковые системы платить, если они выкладывают текст правообладателя или цитату из него, при этом из-под действия закона выводятся "отдельные слова и небольшие фрагменты". Размер, однако, нигде не уточняется. По мнению Google (а именно эта компания, будучи самой крупной поисковой системой и в Германии, и вообще во всем мире, больше всех пострадает от нового налога), такая мера полностью нарушает все принципы устройства Интернета в принципе и системы гиперссылок в частности. А также ряд норм, закрепляющих свободу слова. Кроме того, непонятно, чем поисковые системы в данном случае провинились перед правообладателями. Ведь они лишь увеличивают количество посетителей на новостных сайтах. Как правило, те только заинтересованы в том, чтобы их тексты инднексировались в поисковиках как можно чаще и лучше.
Еще по теме: Google обвинили в нечистоплотности
Поэтому большинство новостников-правообладателей тоже против нового закона. И вряд ли поспешат в суд с исками против Google и его «коллег» (закон затронет еще и Facebook, Twitter и ряд других популярных и не очень ресурсов). Ведь тем ничего не стоит просто исключить истца из списка индексируемых сайтов, раз уж тому что-то не нравится. И тогда посещаемость его резко упадет. Хорошо, если не до нуля.
Специалисты предполагают, что новый нормативно-правовой акт имеет скорее политическое, чем законодательное значение, и был принят благодаря лобби одной из крупных компаний.
Осенью прошлого года, напомним, подобный закон хотела ввести Франция. В тот раз Google пригрозил в качестве ответной просто убрать ссылки на все французские СМИ. Тогда проект подвергся жесткой критике, на настоящий момент он так и не принят. Меж тем данная тема является для Google весьма значимой. Компания не раскрывает объем своих доходов от Google News. Однако в 2008 году одна из руководителей компании Марисса Майер оценила ежегодную выручку сервиса в 100 миллионов долларов, пишет Лента.Ру.