Люди ругают телевидение, но смотрят его все больше. За минувший год число пользователей услуги платного телевидения выросло на 11 процентов. Теперь коммерческое ТВ есть в почти 32 миллионах российских домов. Им пользуется большая часть населения - 58 процентов. Аналитики прогнозируют и дальнейший рост популярности услуги. Но уже не такой быстрый.
К 2017 году, по расчетам компании J'son & Partners Consulting, рост составит порядка 2,5 процента. Однако, несмотря на замедление, рост по-прежнему будет стабильным: к концу текущего года в России будет уже 33 млн абонентов, а к концу 2015 - 37 млн. Быстрее всего клиентская бузу увеличивается в сегментах спутникового и цифрового (IPTV) телевидения. Количество абонентов последнего за последние два года увеличилось более, чем в полтора раза - в 1,6. Спутниковое же ТВ растет со скоростью 15 процентов в год.
Читайте также: Мобильный телефон становится нашим всем
Лидер у рынка прежний и бесспорный - спутниковый оператор "Триколор ТВ". Из 1,8 млн абонентов спутникового телевидения 1,3 миллиона - клиенты "Триколор ТВ". По собственным подсчетам компании, за полгода она подключила к HDTV (телевидение высокой четкости) около 1 млн абонентов. Однако уже к концу 2014 года "Триколов ТВ" намерена увеличить их число до 7 млн. Всего за минувший год абонентская база компании выросла на 17 процентов, таким образом "Триколор ТВ" заняла 28 процентов рынка. Компания, основанная в 2005 году, быстро заняла лидирующее положение на рынке. Она осуществляет вещание на европейскую часть России со спутников Eutelsat 36A и Eutelsat 36B, а также на Урал, Сибирь и часть Дальнего Востока со спутника Бонум-1. В 2009 году Газпром-медиа холдинг подписал протокол о намерениях купить "Триколор ТВ", однако сделка не состолялась. Информация о ней серьезно заинтересовала ФАС РФ, поскольку, в случае ее заключения, Газпром-медиа холдинг получил бы контроль над 97 процентами зрителей спутниковго телевидения в России.
На втором месте по количеству абонентов "Ростелеком". Его доля на рынке составляет 21 процент и никакой тенденции к росту не демонстрирует: ровно такую же часть "Ростелеком" занимал в 2011 году. Сама компания утверждает, что рост числа ее "цифровых" клиентов составил 62 процента, однако за счет того, что основное количество ее абонентов "кабельные", этот рост не особенно отражается на общих показателях. Ведь число "кабельных" клиентов растет очень медленно - всего на 3 процента в год.
Это интересно: Джеймс Кэмерон устремился в Пекинwood
Почетное третье место принадлежит компании МТС, однако у нее дела отнюдь не так хороши, как у конкурентов. За 2012 год доля компании на рынке платного телевидения сократилась и сейчас составляет девять процентов, в то время, как еще год назад за МТС оставалось не менее 11-ти.
На рынке IPTV тройка лидеров выглядит несколько иначе. На первом месте "Ростелеком", на втором - "ВымпелКом" и замыкает список МТС.
Люди активно оплачивают услуги операторов платного телевидения, увеличивая количество каналов в своих домах и качество их приема, несмотря на то, что сами регулярно выражают недовольство современным ТВ. По данным Левада центра, более половины россиян (51 процент) считают, что доверия современное телевидение не заслуживает. Такой же процент людей при этом считает, что телевидение должно в первую очередь информировать своих зрителей. Еще 28 процентов опрошенных указали, что телевидение обязано просвещать их, а 12 процентов сообщили, что ТВ должно их воспитывать. Лишь 7 процентов опрошенных сказали, что у телевидения важна развлекательная функция.
Еще по теме: Трехмерное ТВ, или Поперек батьки в пекло
Меж тем, многочисленные опросы в интернете свидетельствуют о том, что для себя зрители выбирают преимущественно программы развлекательного характера. Информировать, просвещать и воспитывать телевидению, видимо, следует кого-то другого. Так, по данным Интернет-соц-опрос, наиболее популярным жанром телепередач являются художественные фильмы. Их любит 41 процент опрошенных. 30 процентов предпочитает документальные фильмы, а юмористические передачи любит 29 процентов опрошенных. Новости просматривают 37 процентов посетителей сайта. Аналогичная картина на сайте qip.ru: здесь тоже лидерство у полнометражных фильмов и мультфильмов. Их смотрит 24 процента опрошенных. 18 процентов предпочитают сериалы, и 17 - развлекательные программы (ток-шоу, викторины, командные игры, спорт). Новости участники данного опроса любят еще меньше: ими интересуется только 16 процентов респондентов. Подтверждается любовь к развлекательному аспекту и рейтингами эфирных телеканалов TNS. Так в пятерку наиболее популярных телеканалов помимо "большой тройки" - Россия-1, Первый канал, НТВ - входит также СТС и ТНТ - каналы, позиционирующие себя как однозначно развлекательные.