2013 год для индивидуальных предпринимателей начался неважно. Отчисления в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования выросли в два раза, что для ряда бизнесменов является уже непосильной нагрузкой. Масштаб закрытия ИП с начала года впечатлил всех, а размер выпадающих доходов заставил усомниться в целесообразности начинания.
В конце года министр труда Российской федерации максим Топилин заявил, что взносы в ПФР для самозанятого населения увеличатся вдвое, однако в 2014 и в 2015 году дальнейшего роста отчислений не будет. Уступка не показалась вразумительной и начался массовый исход предпринимателей из поля внимания налоговых органов. Закрытие бизнеса — решение самое простое, и во многих случаях объяснимое — смысла работать себе в убыток нет. Попытка министерства труда восполнить недополучающие внебюджетными фондами доходы может оказаться провальной — такими темпами ПФР вообще скоро перестанет получать из сектора микробизнеса что-нибудь значимое.
Читайте также: Пенсии "раздавят" малый бизнес?
Как пишет Российская газета, согласно статистике ФНС за декабрь 2012 года и январь 2013 года в России стало на 208 тысяч индивидуальных предпринимателей меньше. В разы больше потеряно рабочих мест — предприниматели разом лишились возможности заработать самим и дать работу наемным работникам. Бюджет страны при этом уже потерял 3,5 млрд руб.
Напомним, начиная с 2013 года самозанятое население (ИП, адвокаты, нотариусы, частные бухгалтера и так далее) должны платить фиксированные страховые взносы в ПФР и ФФОМС. Взносы в ПФР сейчас рассчитываются по формуле: в 2013 году: 2 х МРОТ х 12×26%, в 2014 году: 2,5 х МРОТ х 12×26%, в 2015 году: 3 х МРОТ х 12×26%. При МРОТ в 5205 рублей сумма ежегодного платежа ПФР к 2013 году возрастает до 32 479 рублей 20 копеек, то есть в два раза по сравнению с нынешним уровнем. В 2015 году при увеличении взносов в три раза — превысит 50 тыс. рублей в год.
При таком подходе шансов экономически выжить в первую очередь лишаются владельцы торговых точек, пенсионеры, неспособные прожить на пенсию в 8000 рублей и открывшие ИП (таких большинство в сфере прямых продаж или же бытовых услуг), а также стартапы, зарабатывающие в провинции 10-15 тыс. рублей в месяц.
Еще по теме: Молодые предприниматели нужны России
Как писал в ноябре 2012 года журнал "Эксперт", заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Штогрин заявил, что "при уровне доходов предпринимателя в 100 тыс. рублей фискальное бремя превысит 30%. Такой доход будет условным "порогом отсечения" для предпринимательской деятельности, а меньше этого уровня доход в сфере услуг получают порядка 33%, а в сегменте продаж — 54% микропредпринимателей. Таких обременений не имеет ни одна категория налогоплательщиков, и микробизнес будет вынужден уйти в тень". По его словам, государственный бюджет недополучит 10 млрд рублей.
Процессс уже запущен — ИП массово закрываются. По данным "ОПОРЫ России", лидируют по доле закрывшихся ИП Кировская область (10,77%), Чувашская Республика — Чувашия (10,26 %), Республика Бурятия (10,16 %) и Удмуртская Республика (10,12 %). Вплотную за ними — Брянская область (9,85 %), Республика Марий Эл (9,41 %), Республика Карелия (8,48 %).
Руководство "ОПОРы" намерено в ближайшее время собрать сто тысяч подписей с обращением к президенту РФ о внесении изменений в норму размера страхового взноса для индивидуальных предпринимателей и наложении некого моратория, пока не будет найдена альтернатива. Такие инициативы нельзя было вводить без тщательного изучения вопроса. Президент российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон пояснил, что российское хлебопечение на 90-95% составляет малый и средний бизнес. За прошедшие годы объем рынка вырос и сейчас его превышает 400 млрд руб.
Это интересно: Предприниматель в РФ — редкая птица
При этом хлеб и хлебобулочные изделия — продукты муниципальные, которые потребляют минимум 140 млн человек. По структуре чаще всего это семейный бизнес. В случае закрытия бизнеса жители населенного пункта рискуют остаться вообще без хлеба. Риски политико-социальные явно не просчитаны, считает эксперт.
По мнению координатора Российской ассоциации киоскеров Владлена Максимова, давление на предпринимателей сегодня колоссальное. "За истекший год это уже третий удар по малому торговому бизнесу. Сначала — запрет торговли пивом в нестационарных объектах, новая история с сигаретами, когда необходимо перепрофилировать павильоны и неизвестно, получится ли. И вот, наконец, двойное налогообложение. Тяжелый букет. По оценке регулирующего воздействия минэкономразвития, это сотни тысяч объектов. Таким образом, количество тех, кто может потерять работу, измеряется семизначной цифрой", — цитирует РГ его слова. Так что машстаб бедствия нам еще предстоит оценить.