Пассажиры РЖД позабудут те времена, когда в ожидании поезда кроме чипсов, курицы-гриль и пирожков сомнительного содержания им нечем было подкрепиться. Монополист отобрал рестораны быстрого питания, которые будут кормить путников на всех вокзалах РФ. Таким образом, простые привокзальные кафе обретут серьезных конкурентов в лице крупных сетей.
Популярные сети ресторанов fast food были отобраны руководством дочернего предприятия РЖД ОАО "Организация общественного питания". На вокзалах России обоснуются рестораны IL Патио, "Планета суши", "Сбарро", "Елки-Палки", KFC, Subway, принадлежащие таким сетевым "гигантам", как "Росинтер Ресторантс Холдингс", "Г.М.Р. Планета Гостеприимства", ПБО "Савеловский" и "Спектр". О решении привлечь к обслуживанию пассажиров РЖД популярные заведения Fast food сообщил председатель совета директоров ОАО "Организация общественного питания" Заруб Мутиев, слова которого цитирует "Коммерсантъ".
Читайте также: Миллиарды для российских вокзалов
Разумеется, для самого монополиста железнодорожных перевозок России появление на его территориях известных игроков рынка общественного питания означает значительную прибыль. За одно лишь позволение "есть ложкой" РЖД компании должны будут платить монополисту за аренду каждого квадратного метра площади на российских вокзалах по 30 тысяч рублей. Придется им потратиться и на открытие своих заведений вблизи перронов. В целом, начинание обойдется сетевым рестораторам в сумму около двух миллиардов рублей. И начнется это заселение вокзалов фастфудами, разумеется, с Москвы.
В столице под рестораны быстрого питания будет отпущено 10 тысяч квадратных метров, из которых большая часть достанется компании "Росинтер Ресторантс Холдингс" с ее итальянской и японской кухней. Остальную же площадь поделят между собой другие счастливые игроки рынка. Со стороны РЖД такое решение является логичным и правильным. Очевидно, что сетевые рестораны обеспечат монополисту гораздо больший "улов", нежели привычные привокзальные кафе, качество продуктов и обслуживание в которых всегда вызывало недовольство у пассажиров, однако отсутствие конкуренции как таковой способствовало их постоянной прибыли. Сетевым ресторанам оставалось только "облизываться" на квадратные метры вокзалов. Претендовать на ввокзалы они стали уже давно, но только сейчас в этом деле наметились подвижки.
Это интересно: РЖД до господства осталось недолго?
Меж тем, изменения такого характера несут угрозу для малых предпринимателей, владеющих привокзальными общепитами. Они могут вовсе потерять своих посетителей, чего, по мнению большинства экспертов, допускать нельзя ни в коем случае.
"Я считаю, что, конечно, рестораны быстрого питания на вокзалах в крупных населенных пунктах нужны. Во всем мире существует такая практика. Чаще всего пассажиры не успевают поесть, а рестораны быстрого питания обеспечивают быструю проходимость, - рассказал Bigness.ru писатель и ресторатор Дмитрий Липскеров, - Но наряду с быстрым питанием должны существовать и стационарные рестораны обычного высокого класса и долгого питания".
С господином Липскровым соглашается и Председатель комитета ГД по энергетике, лидер Общероссийского общественного движения "Развитие предпринимательства" Иван Грачев, выразивший крайнюю обеспокоенность положением, в которое сегодня поставлено малое предпринимательство России.
Еще по теме: Ресторанный рынок придавило фаст-фудом
"Я думаю, что это часть тенденции, которая наблюдается повсеместно, начиная от думы и заканчивая городами и весями. Теперь на железных дорогах то же самое - это вытеснение малого бизнеса сетями, - негодует Иван Грачев, - Недавно опять представители думы на эту тему приняли закон, оговаривающий только капитальное строение. Интерпретация такая, что обычно малые предприятия вообще не могут встроиться в эту систему. Дальше (в том числе в Москве) происходит иногда абсолютно незаконный разгром малых предприятий на территориях, на которых потом размещаются франшизы и сети. Мне представляется, что решение РЖД - это часть процесса. Лично я считаю, что он вредный, как для страны, так и для меня, как человека, как пассажира. Я когда захожу в сети, потерявшие конкурентов, то вижу, что они начинают себя вести, как самые худшие советские магазины: появляется хамство, просроченные продукты, а также перебитые, некачественные. Полное изгнание малых предприятий сетями - это процесс вредный. Он конкурентную часть рынка монополизирует. Это не означает, что всегда эти отдельно взятые малые кафе и рестораны хороши были, бывали тоже случаи использования некачественных продуктов, но как принцип, как процесс - это неверное решение. Я уверен, что сосуществование сетей и малых предприятий - это правильно. Более того, надо иногда оставлять отдельные территории исключительно малым предприятиям".
Читайте: Фастфуд и чипсы прогонят из эфира?
Впрочем, сколько бы ни скорбели эксперты о судьбе малого предпринимательства, прибыль всегда будет важнее, и для монополиста РЖД в том числе. Ведь два миллиарда рублей, которые сети готовы вложить в сотрудничество с главным оператором российских железных дорог - это сумма крайне заманчивая, тем более, если учесть неудовлетворенность РЖД собственным финансовым положением. В свою очередь, представители сетей тоже потирают руки, рассчитывая на более быструю окупаемость вложений, чем даже в торговых центрах. По их собственному признанию, пассажиропоток, к примеру, Курского вокзала ежедневно составляет 300-600 человек, а посещаемость среднего торгового центра - 30-50 тысяч человек в день. Выгода открытия ресторанов на вокзалах очевидна. Поэтому уже в ближайшие два года на привокзальных площадях начнется открытая оккупация территорий заведениями быстрого питания.