23 февраля 1893 года немецкий изобретатель Рудольф Дизель получил патент, десятилетия спустя совершивший переворот в автомобилестроении. Дизельный двигатель постепенно стал очень востребованным у производителей тяжелых грузовиков и автобусов. Таким образом создатель "экономичного термического двигателя" Дизель вошел в историю.
Талантливый инженер-практик Рудольф Дизель появился на свет в Париже 18 марта 1858 года. Родители отправили мальчика на учебу в Аугсбург, где он с отличием окончил реальное училище. После этого Рудольф с блеском окончил высшую Политехническую школу в Мюнхене и профессор Карл фон Линде направил Дизеля в парижский филиал хладостроительной фирмы.
Еще в молодости Дизель был одержим идеей воплотить в жизнь теоретическую идею Сади Карно об идеальной тепловой машине и положил массу времени и сил на то, чтобы создать двигатель с идеальным КПД. Результатом напряженной работы стало то, что в 1892 году Рудольф Дизель подал в Берлинское патентное бюро заявку на "Одноцилиндровый тепловой двигатель", а 23 февраля 1893 года получил патент за номером № 67207, с которым и вошел в историю. Изобретение получило его имя.
Сам двигатель Дизеля был четырёхтактным. Изобретатель установил, что КПД внутреннего сгорания повышается от увеличения степени сжатия горючей смеси. Но сильно сжимать горючую смесь нельзя, потому что тогда повышаются давление и температура и она самовоспламеняется раньше времени. И Дизель решил сжимать не горючую смесь, а чистый воздух. К концу сжатия воздуха в цилиндр постепенно под сильным давлением впрыскивалось жидкое топливо. Когда температура сжатого воздуха достигала 600-650 градусов, топливо самовоспламенялось, и газы, расширяясь, двигали поршень.
Читайте также: Феррари: чудо спасения и "счастливый конь"
Первый функционирующий образец, названный современниками "дизель-мотором" имел не слишком большую скорость вращения, а значительный вес воздушного компрессора, необходимого для работы системы впрыска топлива сделали невозможным применение первых дизелей на автотранспорте. Проблема первоначально заключалась и в практических ошибках и недоработках конструкции топлива, но опытным путем было найдено приемлемое решение.
Демонстрация четвертого образца успешно прошла в феврале 1897 года. Двигатель имел высоту три метра, весил пять тонн, имел цилиндр диаметром 250 мм и ход поршня 400 мм. При 172 оборотах в минуту он развивал мощность 20 л. с. (около 15 кВт) и потреблял 240 г керосина на 1 л. с. в час. Его КПД был равен 26,2%, вдвое превышая КПД паровой машины и это взорвало рынок продукции машиностроительных компаний того времени.
Еще по теме: Lamborghini: дерзкая мечта создателя тракторов
Инвесторами Дизеля выразили желание стать заводы Круппа, Аугсбургский и Нюрнбергский заводы, газомоторная фабрика "Дейтц" и бельгийская компания "Братья Зульцер". После успешной пробы четвертого образца изобретатель получил массу предложений о приобретении прав на производство чудо-двигателя. Дизель мгновенно стал миллионером, продав за пять лет сто сорок один патент в тридцать семи стран мира.
Не всегда изобретение может облегчить жизнь своему создателю. Дизелю не пришлось до старости купаться в роскоши. Он много работал, открыв собственный завод по производству дизельных двигателей. Первый корабль с дизельным двигателем построен в 1903 году. В 1908-м построен первый дизельный двигатель малых размеров, первый грузовой автомобиль и первый локомотив на дизельном двигателе. В 1936-м впервые запущен в серию легковой автомобиль на дизельном двигателе (Мерседес-Бенц-260D). При этом изобретатель тратил массу сил в судах на патентных спорах, а финансовый кризис 1913 года привёл его предприятия к полному банкротству.
Это интересно: Судьбоносная шестеренка Андре Ситроена
29 сентября Дизель отправился морем в Лондон на открытие нового завода от одной из компаний, которая производила двигатели его конструкции. Больше живым его никто не видел. Через несколько недель розысков рыбаки принесли для опознания два кольца, снятые с тела хорошо одетого мужчины, найденного в море. Точные обстоятельства смерти так и не были выяснены.