Призыв "Поддержим российского производителя" все реже звучит в свете вступления нашей страны в ВТО. Как ни пытались власти РФ улучшить положение отечественных автопромышленников, хотя бы сняв с них обузу утилизационного сбора, но даже этот акт государственной поддержки члены ЕС поспешили пресечь. Механизм гарантий утилизации скоро будет отменен.
Печальную для российского автопрома новость сообщил журналистам в четверг, 21 февраля, глава Минэкономразвития РФ Андрей Белоусов, передает РИА новости. Отмена этой "протекционной меры", как ее называют члены Евросоюза, приведет к тому, что все 186 из 316 отечественных автомобилестроительных предприятий, которые сейчас с удовольствием пользуются механизмом гарантий утилизации машин, вынуждены будут платить утилизационный сбор наравне с иностранными автопроизводителями, поставляющими свой товар в РФ.
Читайте также: "АвтоВАЗ" отозвал партию Lada Granta
Надо заметить, Евросоюз давно с подозрением и недоумением поглядывал на слишком поощрительные и защитные меры российского правительства в отношении отечественных автопромышленников. Когда около года назад Владимир Путин, занимающий на тот момент пост премьера, поручил правительству ввести утилизационный сбор для иномарок и машин российского производства, он сразу пообещал подумать о некой поддержке отечественных предприятий, работающих в данном секторе. И вскоре родилась идея создания механизма гарантий утилизационного сбора, обеспечив которые, наши соотечественники, выпускающие транспортные средства, могут игнорировать утилизационные сборы. Однако, как и члены ЕС, российские эксперты склонны видеть в действиях российских властей нарушение свободной конкуренции на автомобильном рынке.
"Система утилизации, которую мы сейчас якобы отстраиваем, на самом деле является не системой утилизации как таковой, а системой льгот и преференций для отечественного автопрома, - рассказал Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков корреспонденту Bigness.ru, - Этого никто не скрывал, правительство с помощью утилизационного сбора попыталось поставить заслон иномаркам. То есть фактически компенсировать снижение таможенных ставок, которое должно было произойти после нашего вступления в ВТО. То есть, по договоренностям, ставки таможенных пошлин должны снижаться для членов ВТО, и для того, чтобы компенсировать, перекрыть это снижение, не допустить его, не сделать привлекательными иномарки для российский потребителей были введены эти пошлины".
Еще по теме: Автопром России воскреснет в Калуге?
Как подчеркнул депутат, при всем том, что забота, которую проявляет государство в отношении отечественного автопрома, продолжается уже более двадцати лет, качество выпускаемой продукции по-прежнему оставляет желать лучшего. "И в этом ничего удивительного нет, потому что в отсутствии конкуренции никогда технического прогресса не будет, - считает господин Лысаков, - Конкуренция является стимулом для выпуска качественной продукции. Если же мы создаем тепличные условия (что и происходит на протяжении многих лет, и при советской власти это было, и сейчас уже в наших российских реалиях), то все эти преференции, к сожалению, сказываются только на том, что качество не улучшается, и только цена растет".
Кстати, финансовая составляющая утилизационных сборов довольно примечательна - после того, как они были введены 1 сентября 2012 года, Федеральная таможенная служба РФ успела собрать 7,3 миллиардов рублей. При этом в ноябре к автопроизводителям, которые обязаны платить утилизационный сбор, примкнули 170 компаний, лишенных Минпромторгом возможности пользоваться механизмом утилизационной гарантии. Соответственно, после окончательной отмены данного механизма, в госказну будут поступать гораздо более значимые суммы. Жаль только, что экологическая составяющая вопроса утилизации таких сложных технических средств, как автомобили, в нашей стране никак не продумана.
Это интересно: Игрушки Lada: реклама или жест отчаянья
"Что касается самой утилизации, это достаточно сложный процесс, который состоит из нормативно-правовой базы, на сегодняшний день отсутствующей в РФ. И те предприятия, которые работают, нарушают все законы, - утверждает Вячеслав Лысаков, - Нет нормальной правовой законодательной базы, нет нормальной промышленной базы. Вообще утилизация на западе - это средний и малый бизнес. Он действительно выгоден, он окупается через два-три года. Это достаточно сложное производство, потому что утилизация осуществляется по отдельным компонентам: по резине, по металлу, по стеклу, по ядовитым жидкостям (тормозная, охлаждающая, электролит батарей и так далее). Это достаточно специфическая отрасль, которая должна развиваться по своим законам. У нас ничего подобного на данный момент не создано, и я боюсь, что мы топчемся на месте. Поэтому утилизационные сборы, которые были введены, аккумулируются отнюдь не в специальных фондах, как это происходит на Западе, когда соответствующие структуры накапливают эти денежные средства и тратят их на утилизацию по звонку владельца, потребителя. Например, человек решил расстаться со старой машиной, набирает номер телефона, приезжает команда, забирает у него машину и дальше уже нет никакой головной боли - она поступает на утилизацию. Специальные структуры, в том числе с финансированием, занимаются только этим. У нас же те оплаты, которые были определены в качестве утилизационных, идут в бюджет, и куда дальше они направляются, никому совершенно непонятно. Они явно идут не на создание утилизационной структуры, поэтому эти утилизационные сборы имеют только такое название, а к утилизации не имеют никакого отношения".