Российский соковый рынок в последнее время удивляет потребителей не только разнообразием вкусов. Но и разнообразием тенденций, появившихся на нем. Показатели растут, снижаются и снова растут. Похоже, вскоре даже наиболее крупные игроки на рынке, которые, по идее, его и формируют, не смогут свой рынок узнать. Не говоря уже о простых потребителях.
Так, объем соковой продукции на российском рынке в настоящее время растет. А объем потребления соков и нектаров снижается. Зато растет потребление сокосодержащих напитков. И в то же время снижается доля участия в рынке его бесспорных и многолетних лидеров. Изменения, впрочем, пока не очень значительные (всего в несколько процентов по каждому из параметров), однако все же уже достаточные, чтобы стать заметными и привлечь к себе внимание.
Читайте также:Все тайны российских соков
Например, ситуация с объемом соковой продукции. До 2007 года рынок по данному параметру стабильно демонстрировал ежегодный и весьма сильный рост - в среднем около 15 процентов. Однако в 2008-м в связи с финансовым кризисом ситуация резко поменялась: за год соковая продукция потеряла 0,8 процента своего объема. В 2009-м ситуация стала совсем печальной: производство упало на 12 процентов. Однако кризис миновал и уже с 2010 года снова начался рост: в 2010-м на 7,4 процента, в 2011-м - на 1,8 процента, в 2012-м - на 2,3 процента. Тем не менее, рынок еще далек от насыщения, поэтому рост объемов производства продолжится. Такое мнение высказала президент Российского союза производителей соков Наталья Иванова на пресс-конференции во вторник. "В этом году есть перспективы возвращения на докризисный уровень", - отметила она. Однако, конечно, прежних темпов роста рынок уже не продемонстрирует.
Растет он сейчас в основном за счет потребления сокосодержащих напитков. То есть наиболее дешевого сектора рынка. По данным исследовательской компании Canadean, озвученным в рамках пресс-конференции, их потребление за 2012 год выросло на 24 процента до 321,5 млн литров. В то же время объем производства соков (собственно напитков со стопроцентным содержанием сока или же восстановленных из концентрированного сока путем добавления питьевой воды) упал на девять процентов до до 768,1 млн литров. А объем производства нектаров (напитков, к которых содержание сока составляет от 20 до 50 процентов) сократился на один процент до 1,79 млрд литров.
Еще по теме: Виноделы "выжимают" с рынка контрафакт
Вообще наметившееся стремление потребителей покупать наиболее дешевую продукцию из имеющейся на рынке довольно сильно сказывается на всех происходящих на нем процессах. Так в прошлом году потеряли семь процентов Coca-Cola и PepsiCo и теперь с учетом потерь их совокупная доля в рынке составляет порядка 64 процентов. Меж тем еще в 2010 вместе компании занимали 82 процента рынка.
Доля PepsiCo сейчас составляет порядка 40,3 процента. Из них 21,3 приходится на лидера сокового рынка России ЭКЗ "Лебедянский" ("Я", "Тонус", "Фруктовый сад", "Туса Джуса", "Долька", "Тропикана"и иные), и 19 процентов - на "Вимм-Билль-Данн"("J7", "100 % Gold Premium", "Любимый сад" и прочие). Доля Coca-Cola на соковом рынке соответственно снизилась приблизительно до 24 процентов. Впрочем, у нее дела шли чуть повеселее, и основные потери понес ее выше упомянутый вечный конкурент PepsiCo. На сегодняшний день доля Coca-Cola на российском соковом рынке складывается из долей ее компаний, при этом 17 процентов приходится на "Мултон"("Добрый", "Rich", "Nico Biotime" и другие). В основном, за счет "Доброго" - самопровозглашенного лидера рынка, продукцию которого, по собственным подсчетам компании, в РФ потребляют более 70 млн человек. То есть, каждый второй житель страны. Еще около семи процентов рынка занимает "Нидан" ("Моя Семья", Caprice, "Да!").
Читайте:Пепси-Кола станет алкогольной
По мнению аналитиков Коммерсанта, основной причиной снижения доли Coca-Cola и PepsiCo на российском рынке стало развитие собственных марок торговых сетей. Private label-продукция дешевле большинства популярных брендов на 10-15 процентов, и это становится для потребителя решающим аргументом в ее пользу. Такая тенденция появилась не только в соковом сегменте рынка, но и в большинстве других. В данной сфере Россия полностью воспроизводит опыт зарубежных стран: как это часто бывает, у нас происходит то, что уже происходило на западе, только с отставанием в несколько лет. В Европе процесс освоения рынка собственными брендами торговых сетей завершился в начале 2000-х, в России же сети начали массово осваивать производство продукции только сейчас.