Самолет Ту-154 больше не будет выпускаться на самарском авиационном заводе "Авиакор". Сегодня последний из самых массовых советских реактивных пассажирских самолетов передан Минобороны. Знаменитый Ту-154, который пилоты СССР величали "Полтинником", "Большой Тушкой" и "Авророй", был звездой популярного советского фильма-катастрофы - "Экипаж".
И кинолента "Экипаж" - не единственный культурный памятник о легендарном пассажирском самолете. Ту-154 также появился в кадре современного фильма "Елки-2" и в первой серии многосерийного фльма "Пилот международных авиалиний". Кроме того, памятники самому массовому пассажирскому самолету установлены в новосибирском аэропорту "Толмачево" и в международном аэропорту "Минеральные воды". Не исключено, что в будущем Ту-154 будет увековечен в виде памятника и в столичном аэропорту "Шереметьево", однако это пока только в планах.
Читайте также: "Руслан": забвение "русского авиачуда"
Несмотря на завершение выпуска "Туполей" в стенах самарского завода, "Авиакор" будет продолжать техническое обслуживание пассажирских лайнеров, находящихся в эксплуатации. Кроме того, по сообщениям издания "Известия", закрывать производство Ту-154 полностью в Самаре не собираются, не исключая возможности получить новые заказы на изготовление знаменитых самолетов.
"Сегодняшнее событие вовсе не означает, что мы прекратим дальнейшее обслуживание самолетов Ту-154. Сегодня в эксплуатации по всему миру находится более ста Ту-154. Единственным компетентным центром по этому самолету является Авиакор, поэтому считаю, что у нас будет еще много работы по послепродажному обслуживанию этого типа самолета", - приводит слова генерального директора авиазавода Алексея Гусева ИТАР-ТАСС.
Это интересно: "Иркут" страхуется американским движком
В то же время глава "Авиакора" сообщил, что осовободившиеся мощности завод будет использовать для производства самолетов Ан-140, выступающего главным стратегическим направлением деятельности завода. Таким образом, теперь самарский авиазавод может бросить все силы на производство Ан-140. По предположениям Гусева, в текущем году будут выпущены пять лайнеров этой модели, строительство которых осуществляется по заказу Военно-воздушных сил России. Также ожидается подписание очередного контракта "Авиакора" с представителями Военно-морских сил, которые заинтересованы грузовыми версиями самолета Ан-140.
Что касается великого советского самолета Ту-154, то только 9 февраля 2012 года он отпраздновал свой 40-летний юбилей, в честь чего на авиазаводе в Самаре прошли громкие торжества. Первый рейс авиалайнера состоялся 9 февраля 1972 года, Ту-154 совершил полет по маршруту Москва-Минеральные воды. В этой связи именно в аэропорту Минвод была заложена памятная табличка, а затем появилась и скульптура знаменитого трехдвигательного самолета. Однако впервые "Большая Тушка" взмыла в небо еще раньше, 3 октября 1968 года, и спустя два года было запущено серийное производство реактивного самолета.
Еще по теме: Ил-86: трагедия одного самолета
Ту-154 был разработан в авиационном конструкторском бюро "Туполев" и за период выпуска с 1968 по 1998 годы не раз подвергался модернизации. Лишь после этого мелкосерийным производством Ту-154М занялся самарский завод "Авиакор". Таким образом почти с середины прошлого столетия до конца первого десятилетия XXI века так называемые "Полтинники" не покидали небо на маршрутах средней дальности в России. Однако все более очевидным в последнее время стало моральное устаревание Ту-154. И давно все шло к тому, чтобы производство Ту-154, с которым участились авиакатастрофы, было прекращено.
В свою очередь, эксперты уверены, что главной причиной вывода "Больших тушек" из эксплуатации в начале текущего столетия стал слишком высокий расход топлива двигателями самолета по сравнению с другими, более "юными" пассажирскими лайнерами. Главными конкурентами легендарных советских самолетов стали "Боинги". Так, "Боинг-727" более ловко осуществляет взлет с посадочных полос, которые находятся в высокогорной местности, поскольку для Ту-154 всегда требовались полосы подлиннее.
Читайте: Имидж Boeing испортила "мечта"
Тем не менее, прославленные Ту-154 прослужили 41 год, за это время было выпущено свыше 900 самолетов разных модификаций. Помимо авиапарка СССР и РФ, самолеты Ту-154 летали на авиалиниях Чехословакии, Болгарии, Польши, Румынии, Сирии, Никарагуа, Китая, Ирана и других стран мира.