Грубость, хамство и издевательства - с этим не желает сталкиваться ни один нормальный человек. Но в жизни избежать склок значительно легче, нежели встретившись с ними на рабочем месте. И хуже всего, если на ругательства оказывается щедр сам начальник. А меж тем, по результатам проведенного опроса, в такой ситуации оказывались более 50% россиян.
Исследование было проведено порталом Rabota.ru в начале текущего месяца. Результаты его показали, что российские граждане довольно часто сталкиваются с хамством на работе. Из всех опрошенных 51% неоднократно страдал от грубого отношения со стороны руководства. Респонденты пожаловались на постоянные упреки, крики и унизительные реплики в свой адрес со стороны босса. Однако далеко не многие решались уволиться с работы из-за этих трудностей.
Читайте по теме: Гордость и семью - в жертву заплате
Лишь 22% опрошенных россиян решили сменить место работы, устав от постоянного хамства со стороны руководителя. Остальные же продолжали терпеть по разным причинам - или не желали из-за неуравновешенного босса терять хорошее место работы, или просто не находили в себе сил развернуться и уйти.
В то же время 16% опрошенных россиян признаются, что сами никогда не имели опыта работы с руководителем-хамом, но слышали подобные истории от своих родственников или знакомых. Между словом, жалобы на руководителей довольно часто можно увидеть в Интернете, причем исходят они большей частью от представителей "прекрасного пола". Впрочем, есть и счастливчики, которые ни разу не сталкивались с унижением со стороны начальников. Таких набралось всего 11% из числа опрошенных.
Психологи разделяют начальников-хамов на несколько категорий. Под первую попадают "шефы-садисты" - люди, которые получают удовольствие от унижения и оскорбления человека и тем самым повышают собственную самооценку. В данном случае психологи советуют либо терпеть и мириться с таким отношением, либо писать заявление "по собственному желанию", потому что изменить отношение "шефа-садиста" не представляется возможным.
Читайте еще: Как делать бизнес, не отходя от парты?
В следующую категорию, "шеф-двоечник", попадают руководители, которые не могут избрать собственную линию поведения в отношении подчиненных, потому предпочитают подражать "шефам-садистам", считая их манеру держаться единственно верной. Кроме того, по мнению психологов, "шефы-двоешники" зачастую в прошлом находились в подчинении у начальников первой категории.
Третья категория включает в себя руководителей, чье хамство берет корни в излишней эмоциональности. Такие начальники часто прибегают к методу "крепкого словца" в отношении всех своих сотрудников, честно полагая, что это помогает споченности коллектива. По мнению психологов, только руководители этой категории способны изменить свое отношение к подчиненным, если с ними обговорить другую манеру поведения.
Но прежде чем пытаться отнести своего шефа к той или иной категории, необходимо взвесить результаты и эффективность своей работы. Ведь нередко случается, что в проблемах взаимопонимания виноват вовсе не руководитель, а сам подчиненный, выполняющий свои обязанности спустя рукава. Если анализ покажет, что грубость начальника не связана с работой сотрудников напрямую, а терпеть унижения дальше невозможно, можно попробовать поговорить с шефом, когда он будет в хорошем расположении духа. В этом случае, предостерегают психологи, не следует общаться с начальником на повышенных тонах. Надо говорить спокойным голосом, только тогда можно надеяться на результат и достижение взаимопонимания.
Это интересно: Талисманы для успеха в карьере и бизнесе
Кстати, как показывает статистика, обиды в адрес подчиненных крайне отрицательно влияют на их работоспособность. По результатам исследования Florida State University, которые приводит издание Zarplata.ru, 30% сотрудников после оскорблений со стороны руководителя начинали работать менее эффективно и даже специально совершали ошибки. Примерно 40% униженных сотрудников брали больничный без объективной причины, а 24% нарочно затягивали перерывы или перекуры. Таким образом, от хамства со стороны руководителя страдает не только работа всего коллектива, но и результат этой работы.
Впрочем, исследование исследованием, а склочные или срывающие плохое настроение на коллективе руководители были и будут всегда. Это могут быть "большие боссы" с чувством вседозволенности, или наоборот "мелкие начальники" небольших отделов, унижающие подчиненных, дабы утешить свое самолюбие. Как бы то ни было, сотрудникам остается решать самим - пытаться изменить ситуацию, продолжать терпеть оскорбления, или поменять место работы на другое, с более комфортными условиями труда.