Из года в год лидером в списках самых привлекательных компаний-работодателей становится одна и та же корпорация. Не стал исключением и прошлый год: проведя подобный опрос среди европейских студентов, шведская консалтинговая фирма Universum обнаружила, что наиболее притягательным местом работы для будущих экономистов является hi-tech гигант Google.
Впрочем, шведские студенты технических специальностей оказались более патриотичны - первым в списке их предпочтений стоит концерн BMW.
Буквально райские условия труда, созданные для сотрудников в штаб-квартире компании - комплексе Googleplex, давно стали заветной мечтой десятков тысяч специалистов и сотен тысяч менеджеров отрасли hi-tech. Создавая свою компанию, Ларри Пейдж и Сергей Брин изначально заложили в ее основание принцип абсолютной свободы - и не только творческой. Здесь никто не стоит у вас над душой, и позволено практически все, чего только может пожелать душа, измученная непосильным креативным трудом.
Читайте также: "Подмосковный Кембридж": за и против
Например, сотрудники, желающие посидеть в кафе, могут выбирать из пятнадцати имеющихся в Googleplex. Когда требуется размять мозги и тело, сотрудники отправляются в игровую комнату, где можно сразиться в настольный теннис, построить замок из кубиков лего или просто поваляться на мягких пуфах. Бассейны и тренажерные залы, размещенные рядом с офисами, помогают держать форму и отвлекаться от сидячей работы. Если же мозг просто вскипел от напряженных размышлений, а тело не требует спортивных упражнений, можно просто подремать в специальных капсулах, установленных тут же, в офисах.
Но это все - внешняя, видимая сторона гугл-рая. Другая его сторона - неслыханная даже по меркам небедной hi-tech индустрии щедрость компании. "Google думает о том, как наилучшим образом выплатить своим сотрудникам побольше денег, а не тем, как бы половчее их уволить", - не без зависти пишет рассказывающий о методах мотивации сотрудников Google автор издания Slate.fr. Он, в частности, напоминает о ставшей достоянием общественности в августе прошлого года сенсации: оказывается, в случае смерти сотрудника Google выплачивает его супругу или партнеру половину оклада в течение десяти лет.
Еще по теме: Google впереди планеты всей...
Если вы решили, что Пейдж и Брин - эдакие благородные IT-капиталисты, старающиеся не только для себя, но и для своих сотрудников, а Google - это прообраз предприятия будущего, в котором хозяин - отец родной, а его сотрудники, соответственно, благодарные детушки, то вы здорово ошибаетесь. Эта щедрость и неслыханные доселе свободные корпоративные правила просчитаны до последнего цента. Объясняются они донельзя просто: в условиях жесточайщей конкуренции в IT-отрасли, каждый специалист поистине на вес золота, а потеря отдельных из них порой может привести к краху многообещающего проекта.
В уже упоминавшейся статье в Slate.fr как раз и рассказывается о работе специального отдела, единственная задача которого - изобретение все новых способов ублажения сотрудников, чтоб им, не приведи Бог, не вздумалось перебежать к конкурентам. Отдел по работе с персоналом, именуемый People Operations, работает на строго научной основе. В его состав входят не привычные нам кадровики, только и умеющие, что подшивать справки в личные дела сотрудников. Здесь преобладают аналитики, работающие со сложными специализированными программами и делающие свои выводы на основе регулярных опросов сотрудников, а если необходимо - то и привлекающие к сотрудничеству социологические фирмы.
Это интересно: Яндекс отыскал путь к лидерству
Зато и КПД отдела впечатляет. Так, например, когда в Google столкнулись с повышенным оттоком сотрудниц, именно этот отдел, после необходимого анализа, предложил ввести дополнительные льготы для женщин, покидавших компанию после родов - увеличить оплачиваемый отпуск по беременности и родам до пяти месяцев (против 12 недель в прошлом), ввести семинедельный "родительский" отпуск и т.д. Как итог - количество увольнений среди молодых женщин-сотрудниц сократилось вполовину, а бухгалтера компании, подсчитав окончательный экономический эффект обнаружили, что Google в результате не проиграл, а выиграл.
То, что щедрость окупается, первым, кажется, понял Генри Форд, которого в свое время коллеги немало обвиняли чуть ли не в коммунизме, когда он ввел на своих заводах повышенную примерно вдвое против общепринятой почасовую оплату. Однако за прошедшее с тех времен столетие этот постулат так и остался дискуссионным. Так, в еще одном рейтинге - журнала Fortune, где Google также лидирует как компания с наилучшими условиями труда, просто отсутствуют такие IT-монстры, как Apple, Amazon и Facebook. Видимо, их хозяева по-прежнему придерживаются позиции оппонентов Форда, полагая, что сотрудников баловать совсем необязательно.
Читайте: Секретный ингредиент успеха
В итоге проведенный пару лет назад опрос сотрудников Apple Store показал: им мало платят, плохо к ним относятся, они деморализованы и постоянно измотаны. Консультанты яблочных магазинов вывалили на интервьюеров целый мешок претензий, среди которых была и излишняя загрузка из-за экономии компании на количестве продавцов, и дискриминация ветеранов, которым якобы платили меньше, чем новичкам, и маленькая медстраховка и многое-многое другое.
Однако жалобы консультантов и менеджеров Apple Store, получающих по 15 долларов за час работы кажутся смехотворными на фоне того кошмара, в котором вынуждены трудится рабочие на заводах тайваньской компании Foxconn, которые, собственно и производят гаджеты со знаменитым логотипом. Даже сейчас, после трех за последние два года индексаций зарплаты, они получают в среднем 290, в лучшем случае - 350 долларов в месяц за монотонный труд в течение ненормированного рабочего дня, который продолжается 12, а то и 16 часов.
Еще: Google обвинили в нечистоплотности
Между тем, все прошедшие за последние годы улучшения условий труда на фабриках Foxconn были проведены лишь под давлением общественности, возмутившейся волной самоубийств среди рабочих предприятия несколько лет назад. А так все вполне могло бы оставаться по-прежнему: бизнес как таковой не предусматривает благотворительности даже по отношению к сотрудникам.