Авиаперевозчики России уже не первый год сталкиваются с проблемой нехватки пилотов. Ликвидация летных училищ в стране рано или поздно должна была аукнуться дефицитом специалистов. Решать проблемы приходится уже сейчас - и, как всегда, достаточно спорными методами. В небо РФ могут подняться иностранные командиры воздушных судов.
Министерство транспорта России подготовил поправки в Воздушный кодекс и закон «О правовом положении...» иностранцев в России, позволяющие нанимать на должности командиров воздушных судов граждан других государств. В настоящее время это запрещено, но эксперты Минтранса предлагают отменить эту норму для командиров воздушных судов.
Пока документ направлен на межведомственное согласование, пишет издание Ведомости. В пояснительной записке к законопроекту сказано о том, что нехватка командиров воздушных судов уже сейчас составляет 150-200 человек. Ликвидировать дефицит в короткий срок невозможно, а подготовка командиров занимает 5-7 лет.
Читайте также Почему Боингу-777 во взлете отказано?
Некоторые авиакомпании уже начали проводить собеседования с потенциальными сотрудниками, в двух уже есть листы ожидания, приводит слова заместителя министра транспорта Валерия Окулова "Интерфакс". "Уже договорились с профсоюзами, они внесли свои предложения, теперь все это будем выносить в Госдуму. Думаю, что реальный срок начала работы - через полгода", - сказал заместитель министра. По словам Окулова, ограничения, которые внесли профсоюзы, сводятся к тому, что в российских авиакомпаниях смогут работать только командиры воздушных судов. Ежегодно в течение пяти лет российским авиакомпаниям разрешено будет принимать на работу по 200 человек.
Предполагается, что квота, которую должно определять правительство, будет действовать пять лет. Как говорится в пояснительной записке, за этот срок удастся ликвидировать дефицит персонала благодаря подготовке собственных кадров. Ранее генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев говорил, что без привлечения иностранных специалистов отрасль рано или поздно встанет. Первый заместитель генерального директора «Трансаэро» Дмитрий Столяров отмечает, что его компания еще несколько лет назад предлагала привлекать иностранцев. С учетом планируемого роста только в этом году отрасли нужно 1400 новых пилотов, а с учетом оттока кадров цифра возрастает до 2100 человек.
Еще по теме Аэропорт Внуково продолжит сотрудничество с "Трансаэро"
По мнению "Российской газеты", нужный темп подготовки пилотов был потерян из-за экономических проблем в 1990-е годы. Тогда многие профессионалы ушли в иностранные компании, где никто не запрещает брать на работу пилотов с другим гражданством. Российские компании сейчас могут восполнить свои кадровые проблемы только за счет собзной Белоруссии.
На данный момент в России 17,2 тысячи пилотов. Объем перевозок ежегодно растет. По итогам этого года он составит 13,5%, при этом он еще сдерживается именно дефицитом пилотов. Некомплект экипажей ведет к тому, что спрос на перевозки превышает предложения, заполняемость кресел в салоне в среднем составляет 75%, что в итоге ведет к дефициту авиабилетов.
Это интересно Росавиация начала войну с "Трансаэро"
Некоторые эксперты считают дефицит пилотов отражением общей борьбы российских летчиков с их работодателями. По мнению известного летчика-испытателя Владимира Герасимова, которое цитирует Newsru.com, недобросовестные работодатели ведут лоббистскую кампанию по изъятию из Воздушного кодекса ограничений по гражданству для работников авиации, чтобы сэкономить на зарплатах сотрудников.
Со своей стороны, профсоюзы видят проблему в том, что ведущие российские авиакомпании, в том числе "Аэрофлот", не желают вкладываться в дополнительную подготовку молодых специалистов. Есть определенный риск в том, что наплыв иностранцев приведет к потере контроля за качеством персонала и закрытию оставшихся летных училищ. Так что вопрос, где брать специалистов, пока остается открытым.