Пугающие картинки с тяжелыми болезнями, которые обрушиваются на курящего человека, недостаточно эффективны. К такому выводу пришел Геннадий Онищенко еще до реализации инициативы. Теперь главный санитарный врач страны выступает за отмену брендирования сигарет. Но как конкурировать табачным компаниям в условиях тотального "обезличивания" продукции?
Антитабачная компания в России набирает обороты. Власти всеми силами дают понять, что система "поговорили и забыли" к этому случаю применима не будет. Разработанный Минзравом законопроект вовсе не пылится на самой дальней полке. Напротив, в ближайшее время документ будет рассматриваться парламентариями в третьем чтении. И в предвкушении этого события главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко поспешил выдвинуть новое предложение в рамках борьбы с курением населения.
Читайте также: Именем закона "табачки" закрываются
Глава Роспотребнадзора призвал лишить табачную продукцию отличительных черт, "обезличить" пачки сигарет, чтобы их внешний вид не имел никакого подтекста, не нес смысловую нагрузку и не взывал к эмоциональной отдаче потребителей. С точки зрения психологии этот метод, может быть, является самым действенным, поскольку нет ничего неприятнее для человека, чем скука. А именно это тягучее чувство будет накатывать на курильщика при виде лежащей в ладони пачки сигарет. Однако с точки зрения рыночной экономики данный метод кажется слишком радикальным. И негодование табачный производителей (которые и без того пребывали в состоянии стресса весь минувший год) ожидаемо.
Что же означает отмена брендирования? Во-первых, речь не идет о полном исчезновении наименований табачных компаний с сигаретных пачек. Данный метод борьбы с курением предполагает указание бренда, но в исключительно сухом стиле, выполненном в ординарном шрифте и в уголке пачки. И уж тем более потребителям придется забыть о задумчивых верблюдах, гламурных цветах, развеселой русской тройке, романтичном изображении Манхеттена и прочей увлекательной атрибутики, которая характеризует тот или иной бренд. Можно предположить, сколько дизайнеров окажутся на улице в случае реализации данного предложения...
Это интересно: Китайцы роют табачные ходы в Европу
Тем не менее, в мире уже имеется опыт применения этого метода. Так, в Австралии с 1 декабря 2012 года вступил в силу закон о едином дизайне для всех пачек сигарет. Единственное, что табачным производителям позволено размещать на пачках своей продукции - это надписи о вреде курения и иллюстрации возможных последствий пагубной привычки. И лишь самый дотошный австралийский курильщик сможет увидеть наименование производителя, изображенное мелким шрифтом внизу пачки. Таким образом министр здравоохранения Австралии Тани Пиберсек вместе с представителем антитабачной общественной организации Энн Джоунс решили рассеять вокруг курения ореол таинственности и гламура - имидж, который табачные компании десятилетиями создавали для привлечения новобранцев в ряды курильщиков. Другими словам, суть "обезличивания сигарет" заключается в том, чтобы сделать курение скучным.
Разумеется, и на австралийском континенте табачные компании подняли было бунт. Их представители взывали к судам, в залах которых пытались доказать, что закон ущемляет их интеллектуальные права, настаивали на том, что унификация пачек сигарет подстегнет теневых производителей и так далее. Но как ни старались табачные воротили Австралии защитить свой бизнес, власти страны остались непреклонны.
Еще по теме: Скользкая дорожка табачных акцизов
Российский же антитабачный законопроект однажды уже сбивался с курса. Это произошло в 2011 году, когда его согласование перед поступлением на рассмотрение в Государственную думу затянулось. Однако прорыв произошел в октябре 2012 года. Документ был одобрен кабинетом министров и нашел поддержку в лице премьер-министра России Дмитрия Медведева. Сегодня забыть об этом проекте мер не дает ни Министерство здравоохранения, ни главый санитарный врач. Каков будет окончательный вариант законопроекта и насколько будут смягчены или наоборот ужесточены меры, покажет время. Но необходимость принятия закона именно в нашей стране не оставляет сомнения, ведь известно, что РФ находится в тройке самых больших мировых рынков по потреблению табака. А что касается производителей табачной продукции, то вряд ли даже такая мера, как отмена брендирования, заставит их опустить руки и покинуть рынок.
Еще: Австралия оставит сигареты без брендов
"Смотря на данный вопрос глазами ресторатора, я могу предположить, что если такой закон примут в ближайшее время, то табачники усилят точечную работу с целевой аудиторией, как это сейчас делают многие производители алкоголя, - поделился своими размышлениями на эту тему Георгий Карпенко, директор направления тренинг и консалтинг Hurma Management Group, - Будет больше промо-акций в тех же ресторанах, работа по продвижению вряд ли свернется, а скорее всего она видоизменится. Ведь до сих пор основная ставка делалась на прямую рекламу. Повлияет ли это как-то на отрасль? Думаю нет. Курение хоть и вредная привычка схожая с сильным заболеванием, но она плотно застряла в умах людей. Так что, в глобальном плане, курить они меньше не станут из-за того, что сигареты продаются в безликой упаковке или, например, от того, что будет введен запрет на курение в общественных местах. Возможно, сократятся линейки брендов у производителей, но на итоговый результат, на качество и на итоговую выручку это существенно не повлияет."