135 лет миновало с тех пор, как в Париже появился на свет человек с громкой фамилией Citroen, которому предстояло стать одним из известнейших автомобильных промышленников. Однако ошибочно полагать, что Андре-Гюстав Ситроен достиг успеха только на автомобильном поприще, ведь его предпринимательская хватка дала первые результаты еще в школьные годы.
Будучи учеником Политехнической школы Андре-Гюстав, один из шести сыновей голландского торговца драгоценными камнями, открыл свой первый завод по производству шевронных шестерен. Патент на данное изобретение юный парижанин приобрел у механика-самоучки из Польши. Открыть собственное дело Анре-Гюставу помогли связи его отца, Леви Ситроена, который собственноручно пресек свою жизнь, когда будущий промышленник "еще пешком ходил под стол". Семья Ситроен осталась без отца, что однако не заставило ее бедствовать, ибо она получила огромное состояние, которое успел заработать торговец алмазами.
Читайте еще: Бурда: "женский символ экономического чуда"
Став полноправным владельцем производства шестеренок, деньги на которое он получил от французского банкира Жака Хинстин, Андре-Гюстав Ситроен вскоре встретил и женщину своей жизни. Кстати, второй "клад" он также нашел в Польше. Мадам Ситроен стала дочь бизнесмена Гольлфедера из Варшавы. Однако спокойная жизнь под звук выпускаемых шестеренок (которые в последствии стали фирменным знаком автомобильной компании "Ситроен") была прервана залпами Первой мировой войны.
Андре-Гюстав отправился на фронт в числе французских солдат. Но даже на службе родине предпринимательская хватка не оставляла голову парижанина. Столкнувшись с катастрофической нехваткой боеприпасов, Ситроен обратился к военным министрам с предложением наладить производство снарядов в течение трех месяцев. Какими силами Андре-Гюставу удалось заключить с государством этот сомнительный контракт, представить сложно, ведь за столь короткий срок решить проблему нехватки снарядов властям казалось невыполнимой задачей.
Еще по теме: Меткий выстрел бизнесмена Винчестера
Сам же Ситроен ни на секунду не сомневался в успехе задуманного предприятия. В кратчайшие сроки он отстроил на парижской набережной Жавель завод, с конвейеров которого стали выпускаться снаряды в таких количествах, какие и не снились другим заводам Франции. На изумленные вопросы светил военной промышленности того периода Андре-Гюстав отвечал, что главным секретом работы его предприятий является правильная организация труда, при которой максимальное количество времени тратится на работу. Даже обед на заводах Ситроена был тщательно спланирован - так, что на прием пищи работникам с лихвой хватало 30 минут. А работали предприятия в несколько смен. Благодаря технологии конвейера, которую Ситроен "позаимствовал" у Форда, снаряды выпускались с заводов Ситроена в количестве 50 тысяч штук в день, и на этом деле Андре-Гюстав заработал огромный капитал.
Когда наступило мирное время, Ситроен увидел перспективу в автомобилестроении. Праотцы нынешних автомобилей известной французской марки появились стараниями инженера Жуля Саломона, приятеля Андре-Гюстава. Особенностью этих автомобилей стала их полная комплектация, что по тем временам было диковинкой. Кроме того, производство автомобилей было массовым, чему опять же поспособствовали конвейерные ленты на заводах Ситроена. Славу же своим автомобилям Андре-Гюстав создавал буквально собственноручно, не жалея средств и фантазии на рекламу своего продукта.
Это интересно: Масару Ибука: Прометей в мире технологий
Но окончательный успех фирме богатого парижанина принес первый переднеприводный автомобиль "Ситроен-7", ставший главной звездой автосалонов 1934 года. Однако на тот момент сам Андре-Гюстав Ситроен был уже серьезно болен. Его не стало 3 июля 1935 года, но настоящий феноменальный успех сын продавца алмазов ощутить все же успел. Его автомобили затмили все аналоги, выпускаемые во Франции и Европе.
Интересные факты из жизни Андре-Гюстава Ситроен:
- Большое значение в жизни Андре-Гюстава сыграла Эйфелева башня, возведенная в Париже в 1889 году. На тот момент будущему промышленнику было всего 12 лет и это произведение зодчества покорило сердце мальчика настолько, что он раз и навсегда решил стать инженером.
- Занявшись рекламой автомобилей собственного производства, Андре-Гюстав установил большую светящуюся днем и ночью электрическими лампочками надпись "CITROEN" на полюбившееся с детства сооружение - Эйфелеву башню.
Читайте: Chupa-Chups: бренд, нарисованный Дали
- Компания "Ситроен" первой организовала собственный сервис из-за того, что поставленные на поток автомобили приходилось дорабатывать в течение года. Позже собственными сервисами обзавелись другие фирмы, выпускающие автомобили.