Когда чуть более года назад у берегов солнечной Италии затонул пассажирский лайнер Costa Concordia, многие задались вопросом, сумеет ли круизная индустрия когда-нибудь оправиться от такого удара. Эксперты сразу заявили, что сумеет. И время показывает, что они были правы. Первоначальный обвал цен на круизы сразу же после трагедии остался в прошлом.
Индустрия начала новый сезон, и рассчитывать на то, что ты пару недель сможешь отдыхать на борту лайнера за сущие копейки, уже не приходится.
Год назад в сфере круизных путешествий царили волчьи нравы, говорит Кэролин Спенсер Браун, главный редактор портала CruiseCritic.com. Компании как раз собирались в очередной раз поднять цены, и маркетологи вовсю разрабатывали методы завлечения туристов-новичков. После крушения Costa Concordia от этой стратегии сразу же отказались.
Читайте также: Арктика услышала зов туристов
Сама Браун говорит, что известие о гибели Costa Concordia потрясло ее до глубины души. Однако это не помешало путешественнице со стажем совершить еще 14 круизов: "ветераны" прекрасно понимали, что подобное происшествие - исключение из правил и что в целом лайнеры безопасны. Однако новички об этом даже не задумывались - случившееся надолго отбило у них охоту до морских путешествий.
Впрочем, уже спустя полгода после трагедии все вернулось на круги своя. Компании продолжили рекламировать свои услуги, а маркетологи - придумывать "завлекалочки". Даже у Carnival Corp., владельца Costa Concordia, дела пошли не в пример лучше - сейчас на фондовых биржах акции корпорации торгуются выше, чем до трагического инцидента.
Председатель совета директоров Carnival Corp. Микки Арисон говорит, что прошлый год стал самым сложным в истории компании. "Вместе с тем, усилия нашей команды по бренд-менеджменту помогли нам привести показатели доходности в соответствие с прошлогодними результатами", - добавляет Арисон. Более того - корпорация объявила о планах строительства двух новых круизных судов. Одно из них - лайнер для дочерней компании Holland America Line на 2660 мест, - будет спущено на году уже в 2015 году, другое - для Carnival Cruise Lines на четыре тысячи мест - годом позже. Во флоте своих компаний эти суда станут крупнейшими за всю историю.
Еще по теме: Александр Радьков: "Туризму кризис нипочем"
Это, разумеется, далеко не все последствия трагедии. В первые недели после инцидента Международная ассоциация круизных линий (CLIA) инициировала выпуск оперативного обзора безопасности с рекомендациями по принятию определенных мер. Основным нововведением стало обучение пассажиров правилам техники безопасности и проведение учебных тревог. По правилам, пассажиров должны ввести в курс дела в течение суток после того, как лайнер покинул порт, однако члены ассоциации проводят инструктаж еще до начала путешествия. А в декабре 2012 года Международная морская организация решила включить это положение в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море.
В конце прошлого года CLIA объявила, что продолжит уделять особое внимание повышению безопасности. "Безопасность пассажиров и членов экипажа остается нашим главным приоритетом, - говорит Кристин Даффи, президент и исполнительный директор CLIA. - Оперативный обзор безопасности стал частью нашей миссии по непрерывному улучшению и инновациям в области судовых операций и безопасности. Он также отразил нашу заботу о жертвах трагедии, пострадавших и членах экипажа, которые плавают на круизных судах каждый год".
Интересно почитать: Корнелиус Вандербильт - "человек и пароход"
Изменилось и отношение пассажиров к вопросам безопасности. "Люди привыкли прятаться в ванной вместо того, чтобы участвовать в учебной тревоге, - говорит Браун. - Они потягивали пиво и ни на что не обращали внимания. Сейчас они не только стали внимательнее - они задают вопросы". И хотя пассажиры ничего не смогут сделать в ситуации, в которой оказалась Costa Concordia, определенную долю ответственности они все же несут, поскольку о правилах техники безопасности их проинформировали.
Сегодня наполовину затонувшая Costa Concordia стала туристической достопримечательностью. Но пока лайнер торчит у берегов острова Джилио, круизная индустрия не сможет полностью отойти от трагедии 13 января 2012 года.