Во вторник Ассоциация российских банков представила свой обновленный интернет-портал, который существенно расширил возможности клиентов в сфере взаимодействия с отечественными кредитными организациями. Теперь пользователи, в частности, смогут обратиться за помощью к финансовому омбудсмену онлайн и получить выписки из своих кредитных историй.
Согласно концепции, озвученной представителями АРБ в рамках прошедшей пресс-конференции, для ассоциации важна не столько экономическая, сколько социальная ориентированность банков. Поэтому АРБ предприняла ряд действий, направленных на то, чтобы граждане смогли более эффективно выстраивать свою работу с кредитными организациями. Так, например, у финансового омбудсмена появился свой онлайн кабинет.
Читайте также: Новый год не прибавит россиянам кредитов
Данный институт возник в РФ под эгидой АРБ 1 октября 2010 года. Финансовый омбудсмен - это единоличный орган внесудебного рассмотрения споров, возникающих между банками и их клиентами. Однако не всеми, а лишь клиентами - физическими лицами, поскольку те являются более слабой стороной. По обращению граждан, омбудсмен изучает сложившуюся конфликтную ситуацию между кредитной организацией и, если имеется реальная возможность помочь клиенту, направляет жалобу в банк. Банки, входящие в ассоциацию, прислушаться к решению финансового омбудсмена обязаны. Однако, по словам представителей АРБ, у них имеется положительный опыт взаимодействия и с независимыми кредитными организациями. Важным условием, о котором нередко забывают граждане, является то, что омбудсмен имеет возможность действовать только если спор еще не был передан в суд. Который, кстати, по статистике, как правило принимает решение в пользу банка. Рассмотрение споров омбудсменом для клиентов бесплатно.
До настоящего времени подать жалобу финансовому омбудсмену можно было либо на личном приеме в Москве, либо по электронной почте. Однако сейчас АРБ, во-первых, открыла офисы омбудсмена в четырех регионах, а, во-вторых, предоставила гражданам возможность обращаться к нему прямо через сайт ассоциации.
Еще по темам: Стакан воды поднесет... банк
"Европейская практика показывает, что на сегодняшний день главным подходом к финансовому омбудсмену стал Интернет, - заявил во вторник в рамках пресс-конференции АРБ президент группы компаний "Связной" Максим Ноготков. - Понятно, что финансовый омбудсмен, в отличие от суда - это не только возможность решить свою конкретную ситуацию с банком, не только гарантированная защита интересов слабой стороны, но еще и, наверное, решение той проблемы, которая является основной для любого россиянина, пытающегося защитить свои права. Это отсутствие судебной бюрократии и отсутствие необходимости терять время на сам процесс. Поэтому для АРБ представлялось очень важным обеспецить необходимый в России институт". "Непосредственно на консультатию придут немногие, - добавил он, - Побоятся, постесняются, не захотят терять время и так далее. На наш взгляд, возможность обращения через Интернет должна повысить популярность финансового омбудсмена".
Конечно, основной проблемой во взаимодействии клиентов - физических лиц с банками являются сложные ситуации с кредитами. Несмотря на то, что "эпоха кредитного романтизма" в РФ прошла, последствия ее сказываются до сих пор. И граждане, и банки стали ответственнее относиться к кредитам. Первые поняли, что кредит - это не просто неожиданное денежное подспорье из ниоткуда: кредиты придется отдавать, отдавать из собственных средств, при этом отдавать с процентами, то есть, больше, чем взяли. Вторые стали более осмотрительно выдавать кредиты. Из-за этого многие россияне начали на практике понимать, как важна их кредитная история.
Это интересно: Банкирам с плохой репутацией - бой!
АРБ предложила создать онлайн-сервис, который поможет клиентам знакомиться не только с собственной кредитной историей, но и с результатами кредитного скоринга, то есть с оценкой кредитоспособности заемщика. Грубо говоря, ассоциация хочет дать гражданам возможность увидеть себя глазами банка. Скоринг проводится на основе статистического анализа всех данных о кредитах, которые потенциальный заемщик когда-либо брал. Понизить скоринговый балл может не только информация о просрочках платежей, но и, например, большое количество недавних запросов по кредитной истории конкретного гражданина. Оно может свидетельствовать о том, что в настоящее время субъект пытается получить одновременно несколько кредитов в разных банках. Также негативно влияют на результаты скоринга как длительное отсутствие свежих кредитов, так и слишком большое их количество: любой банк хочет видеть своим клиентом гражданина активного, однако не обремененного большим количеством финансовых обязательств. АРБ совместно с группой компаний "Связной" планирует запустить онлайн-сервис к концу первого квартала 2013 года.