Российская авиакомпания "ЮТэйр" намерена создать бюджетного лоукостера. Планируется, что он будет базироваться в Калужской области и использовать аэропорт "Ермолино", который расположен в 80 километрах от МКАДа. Идея создания в России дешевого авиаперевозчика не нова, но все предыдущие попытки работать в подобном ключе закончились провалом.
Правительство уже одобрило размещение "ЮТэйр" в данном аэропорту. Его аэродром, ранее обслуживавший исключительно армейскую авиацию и парк МЧС, теперь получит статус двойного назначения, пишет Коммерсант. Для самой Калужской области этот шаг является позитивным со всех сторон, но эксперты высказываются о перспективых этой идеи очень осторожно. Ведь попытки создания лоукостеров в России уже предпринимались.
Читайте также Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта "Авиановы"
Судьба известного российского перевозчика "Авиановы" более чем показательна. Год назад Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта авиакомпании. В обращении "Авиановы" говорилось, что компания прекращает работу "в связи с ухудшением финансово-экономического состояния". Тогда же был создан оперативный штаб по взаимодействию с контрагентами и работе с заявлениями граждан по возврату денег за билеты.
Аналитики тогда отмечали, что прекращение деятельности "Авиановы" было предрешено, поскольку в России отсутствуют возможности развития лоукоста. Появление в этом сегменте новых авиаперевозчиков ближайшие годы считалось маловероятным, но "ЮТейр" решила опровергнуть пессимистические прогнозы.
Ожидается, что в апреле 2013 года начнутся работы по строительству терминала и реконструкции взлетно-посадочной полосы. Одновременно стартует программа по обучению персонала и необходимая сертификация. "ЮТэйр" в этом процессе будет основным инвестором. Будущий конкурент московских аэропортов готовят для приема гражданских судов в конце 2014 года, причем он будет рассчитан на прием и выпуск всех типов самолетов. В то же время вопрос транспортного сообщения с аэропортом пока не решен.
Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, по сведениям, уже обратился за помощью к премьер-министру Дмитрию Медведеву. Аэропорт в итоге может получить бюджетное финансирование и, как результат, продление ветки "Аэроэкспресса", но эта информация пока ничем не подтверждена. По мнению главы министерства экономического развития Калужской области Владимира Попова, наличие такого аэропорта позволит развивать сегмент низкобюджетных авиаперевозок, а также расширить туристическую маршрутную сеть как внутри страны, так и на международных направлениях.
При этом многие эксперты оценивают шансы на реализацию проекта довольно cкептически. Руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев пояснил Bigness. ru, что реальных предпосылок для функцирования лоукостеров в РФ пока нет. Для полноценной работы им требуется не только ограниченное количество маршрутов внутри страны, но и выход на международные авиалинии, что в условиях жесткой конкуренции компании с Аэрофлотом и Трансаэро маловероятно, считает аналитик. Снижение затрат на земле путем выноса аэропорта за пределы Москвы не решает вопроса, разве что в будущем, когда территория может быть поглощена мегаполисом. Но это случится явно не завтра.
Это интересно Классический лоукост на российском рынке авиаперевозок невозможен
"Появление в России крупных лоукостеров пока невозможно из-за отсутствия их поддержки со стороны государства и отсутствия соответствующей инфраструктуры, — утверждает президент Фонда "Партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. — К примеру, лоукостеру невозможно выбрать как альтернативу аэропорт с меньшими платежами, заправиться более дешевым топливом, организовать стопроцентную продажу авиабилетов через интернет (ввиду отсутствия такового в некоторых регионах страны) и др. ценопонижающие факторы".
Но, несмотря на весь скепсис, в московском регионе может появиться еще один, уже четвертый аэропорт. Авиакомпания UTair уже получила разрешение на работу в аэропорте Ермолино рядом с границей Подмосковья. А в дальнейшем именно Ермолино станет базой для всех лоукостеров — в том числе европейских, привлечением которых в последнее время так озаботились российские власти. Шансы UTair создать конкурента Шереметьево, Домодедово и Внуково будут напрямую зависеть от слаженной работы государства и частного бизнеса. Может, в этот раз получится лучше.