Дружба дружбой, но терминалы врозь?

Дружба дружбой, но терминалы врозь?
Дружба дружбой, но терминалы врозь?

Решение Федеральной антимонопольной службы о признании соглашения о стратегическом сотрудничестве между авиакомпанией "Аэрофлот" и международным аэропортом "Шереметьево" несоответствующим законодательству о защите конкуренции не только вызывает недовольство участников процесса, но и неоднозначно оценивается экспертами рынка авиаперевозок.

Вызвавшее недовольство антимонопольщиков Соглашение о сотрудничестве между двумя крупнейшими операторами российского авиарынка имеет непростую предысторию. Впервые о подготовке этого документа стало известно еще в начале октября этого года, когда в СМИ появились сообщения о конфликте между крупнейшим российским авиаперевозчиком — "Аэрофлотом" и аэропортом "Шереметьево", для которого эта авиакомпания является базовой. Со слов топ-менеджеров аэропорта в прессу просочилась информация, что противостояние обусловлено нежеланием "Шереметьево" подписывать предложенное авиакомпанией соглашение из-за содержащихся в нем условий, которые могли бы привести к дискриминации других авиаперевозчиков.

Еще по теме: Авиакомпании "пролетают" мимо праздников

Конфликт достиг своего пика 2 октября, когда "Аэрофлот" заявил об отмене 60 рейсов по вине аэропорта, затеявшего внеплановый ремонт взлетно-посадочной полосы. Авиакомпания, владеющая 8,96% акций аэропорта, пригрозила инициировать отставку генерального директора "Шереметьево" Михаила Василенко. Руководство аэропорта обвинения отвергло, заявив, что состояние ВПП не позволяло далее затягивать с ремонтом и о начале работ были заблаговременно предупреждены все базирующиеся здесь перевозчики. Более того, сам Василенко перешел в контратаку, ехидно поинтересовавшись в своем блоге: не виновато ли "Шереметьево" еще и в том, что не выгнало из аэропорта крупнейшего конкурента "Аэрофлота" — "Трансаэро" и другие авиакомпании?

Тогда же стали известны и спорные условия соглашения. Так, согласно этому документу, "Аэрофлот" и его партнеры по международному альянсу авиаперевозчиков "Sky Team" получали в свое распоряжение весь Южный сектор аэропорта (терминалы D, E и F). Следует отметить, что это наиболее инфраструктурно обустроенный комплекс терминалов. До подписания Соглашения из этого сектора летали 57 авиакомпаний, в т. ч. и "Трансаэро". Теперь же многим из них предстояло перейти в Северный сектор, где работы по повышению эффективности инфраструктуры еще не закончены, а то и вовсе искать для себя другие аэропорты. Второй, более существенный пункт Соглашения предусматривал тридцатиминутный временной слот до и после рейсов "Аэрофлота", во время которого вылет рейсов иных авиакомпаний был бы блокирован.

Это интересно: "Аэрофлот" настаивает на моногамии

Несмотря на то, что "Аэрофлот" и его партнеры по "Sky Team" обеспечивают до 85% пассажиропотока "Шереметьево", руководство аэропорта не спешило подписываться на такие эксклюзивные условия. Подобное соглашение к тому времени уже было подписано с "Трансаэро", но, по словам представителей "Шереметьево", оно не содержало пунктов, выполнение которых привело бы к дискриминации других перевозчиков. Спустя неделю после пика конфликта позиция аэропорта внезапно изменилась, и столь желанное "Аэрофлоту" соглашение было подписано.

Однако, как и опасалось руководство аэропорта, на договор обратило внимание антимонопольное ведомство. В начале ноября его представители (по официальной версии — опираясь исключительно на сообщения прессы, по другим данным — прислушавшись к жалобам в т. ч. и иностранных авиакомпаний из альянса "Sky Team") возбудили дело по подозрению в нарушении закона о защите конкуренции, допущенным соглашением о партнерстве между "Аэрофлотом" и "Шереметьево". Занявшее чуть больше месяца расследование первоначальные подозрения подтвердило, и 19 декабря ФАС вынес свой приговор в отношении обеих компаний. "В этом документе в явном виде прописаны преференции для "Аэрофлота" и препятствия для других компаний", — заявил "Газете" замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. Сторонам соглашения выдано предписание в течение месяца "в течение месяца устранить нарушения закона о конкуренции". Теперь, если решение антимонопольного органа не будет обжаловано (на что у проштрафившихся компаний есть три месяца), партнерам придется отдать 0,01 — 0,15% от суммы незаконно полученной выручки, но не менее ста тысяч рублей каждому.

Читайте: Взлетная полоса для Минтранса

Между тем, решение ФАС вызвало определенное недоумение не только у участников процесса (что понятно), но и у иных экспертов рынка. Если в "Шереметьево"прокомментировали ситуацию в духе "мы ничего не нарушали, но готовы исполнить решение контролирующего органа", то представители "Аэрофлота" были более агрессивны. Так, один из сотрудников авиакомпании заявил в интервью газете "Ведомости", что "никакие авиакомпании не опрашивались, не приглашались и никакими материалами с ФАС не делились", а сторонние перевозчики, включая "Северный ветер" и "Трансаэро", дали положительное заключение.

В то же время, ряд экспертов рынка считает, что конфликт вызван политикой государства по укрупнению авиакомпаний и концентрации воздушных перевозок в московском авиаузле. Другие и вовсе полагают, что ФАС дует на молоко, поскольку после подписания Соглашения аэропорт не отказал в услугах ни одной компании. Третьи настаивают на том, что мировая практика признает наличие собственных терминалов у крупных базовых перевозчиков и альянсов, а антимонопольщики попросту занимаются буквоедством. Более тог, они напоминают: терминалы не резиновые, и при желании руководство аэропорта может организовать логистику так, что преференциями будут пользоваться отдельные авиакомпании. И никакой ФАС тут уже ничего не изменит.

Илья Никонов
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.