Решение Федеральной антимонопольной службы о признании соглашения о стратегическом сотрудничестве между авиакомпанией "Аэрофлот" и международным аэропортом "Шереметьево" несоответствующим законодательству о защите конкуренции не только вызывает недовольство участников процесса, но и неоднозначно оценивается экспертами рынка авиаперевозок.
Вызвавшее недовольство антимонопольщиков Соглашение о сотрудничестве между двумя крупнейшими операторами российского авиарынка имеет непростую предысторию. Впервые о подготовке этого документа стало известно еще в начале октября этого года, когда в СМИ появились сообщения о конфликте между крупнейшим российским авиаперевозчиком — "Аэрофлотом" и аэропортом "Шереметьево", для которого эта авиакомпания является базовой. Со слов топ-менеджеров аэропорта в прессу просочилась информация, что противостояние обусловлено нежеланием "Шереметьево" подписывать предложенное авиакомпанией соглашение из-за содержащихся в нем условий, которые могли бы привести к дискриминации других авиаперевозчиков.
Еще по теме: Авиакомпании "пролетают" мимо праздников
Конфликт достиг своего пика 2 октября, когда "Аэрофлот" заявил об отмене 60 рейсов по вине аэропорта, затеявшего внеплановый ремонт взлетно-посадочной полосы. Авиакомпания, владеющая 8,96% акций аэропорта, пригрозила инициировать отставку генерального директора "Шереметьево" Михаила Василенко. Руководство аэропорта обвинения отвергло, заявив, что состояние ВПП не позволяло далее затягивать с ремонтом и о начале работ были заблаговременно предупреждены все базирующиеся здесь перевозчики. Более того, сам Василенко перешел в контратаку, ехидно поинтересовавшись в своем блоге: не виновато ли "Шереметьево" еще и в том, что не выгнало из аэропорта крупнейшего конкурента "Аэрофлота" — "Трансаэро" и другие авиакомпании?
Тогда же стали известны и спорные условия соглашения. Так, согласно этому документу, "Аэрофлот" и его партнеры по международному альянсу авиаперевозчиков "Sky Team" получали в свое распоряжение весь Южный сектор аэропорта (терминалы D, E и F). Следует отметить, что это наиболее инфраструктурно обустроенный комплекс терминалов. До подписания Соглашения из этого сектора летали 57 авиакомпаний, в т. ч. и "Трансаэро". Теперь же многим из них предстояло перейти в Северный сектор, где работы по повышению эффективности инфраструктуры еще не закончены, а то и вовсе искать для себя другие аэропорты. Второй, более существенный пункт Соглашения предусматривал тридцатиминутный временной слот до и после рейсов "Аэрофлота", во время которого вылет рейсов иных авиакомпаний был бы блокирован.
Это интересно: "Аэрофлот" настаивает на моногамии
Несмотря на то, что "Аэрофлот" и его партнеры по "Sky Team" обеспечивают до 85% пассажиропотока "Шереметьево", руководство аэропорта не спешило подписываться на такие эксклюзивные условия. Подобное соглашение к тому времени уже было подписано с "Трансаэро", но, по словам представителей "Шереметьево", оно не содержало пунктов, выполнение которых привело бы к дискриминации других перевозчиков. Спустя неделю после пика конфликта позиция аэропорта внезапно изменилась, и столь желанное "Аэрофлоту" соглашение было подписано.
Однако, как и опасалось руководство аэропорта, на договор обратило внимание антимонопольное ведомство. В начале ноября его представители (по официальной версии — опираясь исключительно на сообщения прессы, по другим данным — прислушавшись к жалобам в т. ч. и иностранных авиакомпаний из альянса "Sky Team") возбудили дело по подозрению в нарушении закона о защите конкуренции, допущенным соглашением о партнерстве между "Аэрофлотом" и "Шереметьево". Занявшее чуть больше месяца расследование первоначальные подозрения подтвердило, и 19 декабря ФАС вынес свой приговор в отношении обеих компаний. "В этом документе в явном виде прописаны преференции для "Аэрофлота" и препятствия для других компаний", — заявил "Газете" замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. Сторонам соглашения выдано предписание в течение месяца "в течение месяца устранить нарушения закона о конкуренции". Теперь, если решение антимонопольного органа не будет обжаловано (на что у проштрафившихся компаний есть три месяца), партнерам придется отдать 0,01 — 0,15% от суммы незаконно полученной выручки, но не менее ста тысяч рублей каждому.
Читайте: Взлетная полоса для Минтранса
Между тем, решение ФАС вызвало определенное недоумение не только у участников процесса (что понятно), но и у иных экспертов рынка. Если в "Шереметьево"прокомментировали ситуацию в духе "мы ничего не нарушали, но готовы исполнить решение контролирующего органа", то представители "Аэрофлота" были более агрессивны. Так, один из сотрудников авиакомпании заявил в интервью газете "Ведомости", что "никакие авиакомпании не опрашивались, не приглашались и никакими материалами с ФАС не делились", а сторонние перевозчики, включая "Северный ветер" и "Трансаэро", дали положительное заключение.
В то же время, ряд экспертов рынка считает, что конфликт вызван политикой государства по укрупнению авиакомпаний и концентрации воздушных перевозок в московском авиаузле. Другие и вовсе полагают, что ФАС дует на молоко, поскольку после подписания Соглашения аэропорт не отказал в услугах ни одной компании. Третьи настаивают на том, что мировая практика признает наличие собственных терминалов у крупных базовых перевозчиков и альянсов, а антимонопольщики попросту занимаются буквоедством. Более тог, они напоминают: терминалы не резиновые, и при желании руководство аэропорта может организовать логистику так, что преференциями будут пользоваться отдельные авиакомпании. И никакой ФАС тут уже ничего не изменит.