Входя в разные сферы жизни человека поодиночке, инновации, казалось бы, сами по себе действительность не меняли. Однако понадобилось чуть более 100 лет, чтобы в совокупности они полностью преобразили то, что люди знали на протяжении многих и многих тысячелетий. Инновации сделали привычный нам мир другим. И теперь уже этот другой мир стал нам привычен.
Лошадь заменил автомобиль, на смену телеграфу пришел Интернет, а мерцание свечей во всех смыслах затмили электрические лампы. Моряки больше не берут с собой в плаванье сушеное на солнце мясо и короба с галетами: мясо теперь существует в виде консервов, а громоздкие короба были отправлены в музеи герметичными упаковками. Юные крестьянки больше не давят ногами виноград для будущего вина: современные виноделы не ценят их неогрубевших ног, по крайней мере, в экономическом плане — давлением ягод теперь занимается пресс. Оглядываясь назад, человечество ностальгирует по эстетике прошлого, и уже на автомате, совершенно не задумываясь, походя пользуется достижениями настоящего.
Читайте также: Андрей Клепач: "Разгоним туман в инновациях"
В будущее человечество смотрит с опаской. Будущее его пугает. Человечество готово поверить даже в концы света, только бы не думать о будущем. Оно человечеству непонятно, ведь уже скоро оно может отличаться от настоящего в той же степени, что настоящее отличается от недавнего прошлого. А эволюция научила людей с недоверием относиться ко всему неизвестному как к потенциально опасному.
То, что так пугает человечество, называется инновациями. Это новшества, обеспечивающие качественное развитие чего-либо, при этом являющиеся востребованными рынком. Инновации отличаются от прогресса. Хотя принято опасаться именно его, на самом деле прогресс никого не пугает — тут происходит подмена понятий. Прогресс — это постепенные поступательные движения вперед. Во-первых, прогресс идет с такой скоростью, что человек всегда успевает к нему адаптироваться. Как к изменению климата с библейских времен: ну перестали расти на Святой земле апельсины, ну так, кроме историков, никто даже и не заметил. Во-вторых, прогресс имеет только две стадии: стадию первую, на которой то или иное явление еще только начало изменяться, и стадию вторую, на которой явление уже особо-то и не изменяется. А на вершине этой нисходящей параболы находится та точка, с которой начинается инновация — то, что качественно изменит явление. Так с момента возникновения первых наскальных рисунков, живопись постоянно развивалась, и, в конце концов, художники дошли до того, что могли изображать вещи так искусно, что сложно было отличить от настоящих. Так шел прогресс. А потом была изобретена фотография. Это стало инновацией.
Это интересно: Да здравствует страна на светодиодах!
В настоящее время все развитые государства уделяют немало внимания развитию и поддержке инноваций. В России основным проектом в этой сфере является инноцентр "Сколково" — русский наукоград, строящийся в Подмосковье с 2010 года. Первым открытым зданием в нем стал "Гиперкуб", где в настоящее время проходят различные научные и околонаучные мероприятия.
18 декабря в "Гиперкубе" состоялся V Всероссийский Молодежный Инновационный Конвент. На нем около тысячи молодых ученых представило свои проекты. В "Гиперкубе" собрались авторы инновационных предложений и лидеры стартап-проектов из России, стран СНГ и Прибалтики. Среди участников были и финалисты Зворыкинской премии — 15 лучших проектов из 1500, пятеро из которых были названы победителями и награждены в рамках сколковского конвента. Программа также предусматривала проведение дискуссий, тренингов, игр, мастер-классов и презентаций, которые позволили молодым ученым наладить диалог с инвесторами и менторами. Ведь инновационные проекты как никакие иные отчаянно нуждаются в финансовых вливаниях. И целью мероприятия было помочь молодым инноваторам получить шанс на денежную поддержку своих работ.
Еще по теме: Сколково и Троицк идут на Москву
Участники представили огромное количество разнообразных проектов из самых разных сфер жизни. Среди них была и противораковая вакцина, и система прогнозирования продаж, и метод повышения адаптации растений, и даже летающие автомобили.
Последний проект был абсолютно серьезен и представлялся не в рамках молодежного конкурса. О нем рассказал президент центра промышленного дизайна и инноваций Владимир Пирожков. Это, так называемый, 4D транспорт, который позволит перейти от привычного передвижения в двухмерной плоскости на принципиально иной способ. Центр Пирожкова занимается разработкой машины размером с автомобиль, с дальностью полета как у самолета (3000 км), максимальной скоростью 700 км/ч и возможностью осуществления вертикального взлета и посадки. Стоить такой транспорт будет в районе 100-150 тыс. долларов, что примерно в 10 раз дешевле любого аналогичного вертолета. "Телефон уже давно перешел с проводного на беспроводной, — заявил в своем докладе Пирожков, — А транспорт до сих пор с проводного на беспроводной не перешел". И он готов это исправить. Сам 4D транспорт он тоже сравнивает с телефонами. С первыми мобильными телефонами, появлявшимися в РФ. Те тоже были дороги и немного громоздки, однако уже десять лет спустя они прочно вошли в жизнь каждого первого городского жителя страны.
Читайте: Разработки на полке — деньги на ветер
При этом, как бы неожиданно не звучало предложение о построении летающего автомобиля, похоже, в нем есть разумное зерно. Ведь транспортная проблема стоит в России особенно остро. Города-миллионники страдают от бесконечных пробок, а отдаленные поселки — от полного отсутствия дорог. В Сибири, к примеру, вовсе нет трасс. Проблема требует решения, но ни одно из привычных предложений ее не решает. Меры, принимаемые городскими властями, не снижают числа заторов, а того, какие меры можно принять, чтобы увеличить транспортную доступность Сибири, и вовсе никто не знает. Строительство федеральной трассы Москва-Санкт-Петербург обошлось бюджету в 70 млн долларов за 1 км. Асфальтирование Сибири нам просто не по карману. Возможно, метод, предлагаемый Пирожковым и является тем самым, что поможет дорожную проблему в России решить. Первый этап уже пройден, и в феврале планируется взлет прототипа модели в масштабе 1:3. Возможно уже очень скоро мир, действительно изменится так, что мы едва сможем его узнать.