Московский метрополитен ищет "подработку". На ближайшие годы запланировано строительство 145,5 км линий метро, 67 станций, семи электродепо и реконструкция восьми уже существующих. На это потребуется около 1 трлн рублей. Меж тем Минфин отказал метрополитену в финансировании из федерального бюджета, и московское метро решает проблему своими силами.
Решение, найденное метрополитеном, заключается в строительстве торговых центров, прилегающих к станциям метро. В ближайшие семь лет планируется возвести несколько сотен тысяч квадратных метров торговых площадей в окрестностях как новых, так и уже существующих станций. Руководство столичного метрополитена надеется, что эта мера даст предприятию возможность получить дополнительные 10-13 млрд рублей в год. Это позволит существенно увеличить небилетную часть доходов московской подземки. К 2020 году данную часть планируется расширить до 35 процентов от общей выручки. В настоящий же момент московский метрополитен существует в основном с продажи билетов, которая приносит примерно 40 млрд рублей в год.
Читайте также: "Умные" миллиарды защитят пассажиров метро
"Будем привлекать инвесторов и строить сами, используя кредитные ресурсы, а потом сдавать эти площади в аренду крупным сетевым компаниям. Желающие работать по таким схемам уже есть, и с ними сейчас ведутся переговоры", - сообщил начальник Москвоского метрополитена Иван Беседин в рамках форума по развитию общественного транспорта в крупнейших городах Европы. Его слова приводит Российская Газета.
В целом, пассажирами столичной подземки проект, скорее всего, может быть оценен положительно. Ведь, столкнувшись с отсутствием государственного финансирования, московское метро решило закрывать дыры в своем бюджете не за счет увеличения стоимости билетов (как это недавно сделало РЖД, оказавшись в аналогичной ситуации), а нашло иные способы. Кроме того, именно на пассажиров столичного метрополитена и будут рассчитаны запланированные торговые центры. А это значит, что граждане получат дополнительные возможности для комфортного приобретения необходимых им товаров. Впрочем, стоит отметить, что о том, что в связи со строительством магазинов стоимость проезда в метро останется неизменной, не сообщалось. Пока было заявлено, что в 2013 году повышения тарифов не планируется. На сегодняшний день цена одной поездки в Московском метрополитене составляет 28 рублей, месячный проездной обойдется покупателю в 1230 рублей.
Еще по теме: Киоски вне закона: пресса теряет доход
Однако план строительства торговых центров на прилегающих к станциям метро территориях имеет и отрицательные стороны. Так закономерные опасения вызывает вопрос с наземным автотранспортом. Ведь возведение центров может серьезно увеличить нагрузку в районе станций. А меж тем перед каждым входом в Московский метрополитен уже сейчас существуют проблемы: водители высаживают пассажиров у вестибюлей, ищут место те автовладельцы, которые назначили встречу у метро (по данным целого ряда изданий, именно станции подземки - наиболее популярные места встреч в российской столице). Но большую часть желающих припарковаться у входов, конечно, составляют те, кто пересаживается из личного автомобиля на метро. Особенно остро встает проблема с размещением их машин в будние дни у конечных станций метрополитена, когда тысячи жителей области, работающих в Москве, прибывают в столицу на своем автомобиле и садятся в метро на первой же станции, чтобы избежать попадания в столичные пробки. Меж тем, если торговые центры намереваются строить на новых станциях, то, в большинстве своем, это как раз будут конечные станции линий.
Читайте: Плавучие парковки "вынырнули" в мэрии
В настоящее время у Московского метрополитена в эксплуатации находится 14 перехватывающих парковок на 7 станциях. Все они как раз находятся на концах «веток». Количество машиномест на данных стоянках различно и колеблется от 1048 до 93. Ни одна из них не пустует, так что на приток дополнительных автомобилей они не рассчитаны. Впрочем, руководство Московского метрополитена уверяет, что возведение торговых центров дополнительных транспортных проблем в столице создать не должно. Ведь основными посетителями этих центров должны стать именно пассажиры подземки.