По прогнозам Международного агентства энергетики к 2020 году 5-10% всех автомобилей на планете будет работать на электрических двигателях. В России число таких автомобилей может достичь 200 тысяч. В ОАО "ФСК ЕЭС" уже готовятся к запуску национальной программы по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей, появившихся в РФ год назад.
Продажи в России первого в мире сертифицированного электромобиля Mitsubishi i-MiEV начались год назад. За первые 7 месяцев был продан 71 электромобиль, что порядком удивило производителей. В Нидерландах за тот же интервал времени с момента старта продаж было продано в 1,5 раза меньше электромобилей, во Франции в 1,3 раза меньше, в Испании в 4,1 раза меньше, в Польше в 3,5 раза меньше. Россия, конечно, больше по масштабам. Однако такой прыти от потребителей нашей страны никто не ожидал.
Электромобилей в России становится все больше. В скором времени вывести на линию легковые машины на электротяге планируют власти Ставропольского края. В Кисловодске в качестве такси будет ездить сотня российских El Lada. Кроме того, определенное количество автомобилей будет закуплено для Олимпиады в Сочи. Региональный бюджет выделит на проект в качестве субсидий 350 миллионов рублей, что при стоимости машины в миллион дает покупателю экономию в 350 тысяч на единицу.
Еще по теме: Отзывы Toyota улучшают репутацию?
Внедрение электромобилей небольшими экспериментальными партиями происходит и в других регионах страны. Так, в Подмосковье также должны появиться 30 электромобилей, которые будут перевозить людей в Долгопрудном и Одинцово. Госпредприятие "Почта России" подписала договор с Renault на поставку электромобилей. Конкретные параметры соглашения пока неизвестны. Зато известно, что 70 легких развозных фургонов Kangoo на электрической тяге и 30 электрических маломерок Twizy "Почта России" намерена направить в краснодарское отделение ФГУП для работы Олимпийских играх 2014 года в Сочи.
На пути к популярности вазовских электромобилей машин с электроприводом других марок стоит их дороговизна. Способствует этому позиция Китая, который ограничил экспорт редкоземельных металлов, взвинтив цены на них. Это существенно повышает цену автомобилей с литиевыми аккумуляторами. Но как только будут найдены более дешевые альтернативные решения, ситуация начнет быстро меняться.
Если в сохранении автомобилей с ДВС заинтересованы нефтегазовые корпорации мира, то переход к электротранспорту выгоден энергетикам. А если точнее — энергосетям.
Массовое внедрение электротранспорта способно решить проблему энергетических пиков, которые приводят к износу энергосетей. Для выравнивания перепадов в энергосетях требуется увеличить потребление электроэнергии ночью. Эту функцию могут выполнять накопители энергии, забирающие энергию ночью и поддерживающие сети утром и вечером во избежание перепадов. Но ту же роль могут выполнять тысячи включенных на ночь в сеть электромобилей. В перспективе владелец электромобиля может стать и торговцем электроэнергией.
Это интересно: Собери автомобиль Lada своими руками
Причем по примерным расчетам в городе достаточно появления всего 1,5% электромобилей от общего числа машин для сглаживания пиков.
Однако на пути активного внедрения электромобилей необходимо решить несколько принципиально важных инфраструктурных вопросов и внести законодательные правки. И российские энергетики подходят к ним, разработав федеральную программу по развитию зарядной инфраструктуры.
В ней обозначено три приоритета. Возможность заправки для электроавтобусов, частных авто и корпоративного транспорта с учетом климатических и географических особенностей страны, отметил член правления ФСК ЕЭС Роман Бердников. Открываться заправки будут в городах, где проживают более 500 тысяч человек.Так в ближайшие шесть лет в столичном регионе должно появиться свыше двух тысяч электрозаправок, а на парковках в жилых районах будут внедряться сети розеток для электромобилей.
О создании проекта, рассчитанного на 2013-1015 годов на всероссийской конференции "Перспективы реализации программы развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта в РФ" заявил Роман Бердников, заместитель председателя правления ФСК.
Читайте также: Renault: изобретатель "гоночных корзин"
Он отметил, что программа предполагает системное участие электросетевого комплекса в увеличении электромобильного рынка всей страны. Программа будет разработываться с учетом опыта проекта "МОЭСК — EV". ФСК формирует рабочую группу, которая до конца первого квартала 2013 года разработает детальный план действий.
В феврале 2012 года была открыта первая очередь сети зарядных станций для электромобилей в рамках пилотного проекта "МОЭСК-EV". На первом этапе были установлены и запущены в эксплуатацию 28 зарядных станций. 25 из них являются станциями переменного тока, а 3 — станциями экспресс-зарядки постоянного тока стандарта CHAdeMO. В мае 2012 года начали функционировать станции экспресс-зарядки постоянного тока стандарта CHAdeMO, которые пополняют электромобиль за 15-20 минут.
На втором этапе проекта "МОЭСК-EV" будет разработана технология ультра-быстрой подзарядки современного общественного электротранспорта (электробусов).
Внедрение электротранспорта, по расчетам специалистов, только на первых этапов потребует внесения поправок в десяток федеральных нормативных актов. Между тем к пока еще потенциальному российскому рынку электротранспорта присматриваются западные инвесторы. В начале текущего года американский венчурный фонт Enerfund в начале 2012 года анонсировал о вложения в 50 миллионов долларов США на развитие электрозарядной инфраструктуры в России, что позволит фонду уже к 2014 году открыть свыше 2000 станций зарядки электромобилей.