Датский Carlsberg объявил в среду о завершении принудительной процедуры выкупа примерно 15 процентов акций крупнейшей российской пивоваренной компании "Балтика" у ее миноритариев. Премия к рыночной стоимости превысила 20 процентов, на выкуп потрачено до 1,2 миллиарда долларов США. При этом продажи продуктов "Балтики" и Carlsberg в России падают.
Carlsberg через компанию Baltic Beverages Holding (BBH) контролировал 80,45% "Балтики". После погашения казначейских акций доля датской корпорации в уставном капитале достигла 84,55%. В феврале основной акционер заявил о планах выкупа находящихся в свободном обращении акции компании путем добровольного предложения, а затем планировал провести принудительный выкуп оставшихся бумаг для консолидации всех акций "Балтики".
Читайте также: Пиво льют — только бутылки летят
Летом совет директоров "Балтики" рекомендовал миноритариям принять добровольное предложение Carlsberg о выкупе 15,45% акций компании по цене 1,55 тысячи рублей за ценную бумагу. В понедельник на момент открытия торгов на ММВБ-РТС акции "Балтики" стоили 1280 рублей.
Для принудительного выкупа компания должна консолидировать 95% акций и особых проблем с этим у датчан не возникло. Несмотря на то, что в реестре акционеров компании насчитывается порядка 4 тысяч физических и юридических лиц, многие из них являются сотрудниками собственно "Балтики". В итоге доля Carlsberg в акционерном капитале ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" увеличилась до 96,88 % и после чего ТНК уведомила "Балтику" о начале процесса принудительного выкупа оставшихся ценных бумаг.
ОАО "Пивоваренная компания "Балтика"" создано в 1992 году. Общество управляет заводами в десяти городах России, одно предприятие находится в Азербайджане. Компания выпускает порядка 30 марок пива, в том числе "Балтика", "Арсенальное", "Невское", "Ярпиво", Tuborg, Carlsberg, Kronenbourg 1664, ряд региональных марок и восемь непивных брендов.
Это интересно: "Красный октябрь" ответит за "Аленку"
По итогам 2011 года доля "Балтики" на российском рынке пива, по данным Nielsen, снизилась до 37,4% с 39,2% по итогам 2010 года, объем продаж компании в 2011 году составил 35,5 миллиона гектолитров, включая 34,1 миллиона гектолитров пива.
"В связи с изменением законодательства пивные компании в России несут убытки, если говорить о тех объемах прибыли, на которые они рассчитывали. Снижается уровень продаж компаний. Поэтому компании, чтобы не стать банкротами, они ищут сильных партнеров, чтобы удержаться на рынке. Это крупные отраслевые компании и в принадлежности Балтике к Carlsberg я ничего ужасного не вижу", — отмечает Рудашевский.
Отгрузки Carlsberg на российском рынке сократились в 2011 году на 4%, а доля рынка снизилась с 39,2% в 2010 году до 37,4%. Выручка международной компании в минувшем году увеличилась на 6% и составила 63,6 миллиарда датских крон, или 11,7 миллиардов долларов. При этом операционная прибыль сократилась на 4%, до 9,8 миллиардов датских крон (1,8 миллиардов долларов).
"Для Carlsberg очень важно интегрировать "Балтику" в свою сеть с тем, чтобы максимально эффективно использовать каналы сбыта и логистические цепочки", — отмечает Пирогова.
Еще по теме: "Союзмолоко" воспитывает сырный патриотизм
Для "Балтики", которая продается в более чем 75 странах мира и формирует 70% всех экспортных поставок российского пива, международный размах уровень хозяев придется весьма кстати. В сообщении компании отмечается, что "Балтика" будет иметь возможность распространять свои бренды по другим компаниям группы и использовать дистрибьюторскую сеть Carlsberg.
В свою очередь Carlsberg планирует, что "Балтика" станет площадкой для некоторых региональных функций группы.
Продажи пива в России падают. В 2007–2011 годах спрос на пиво в России сокращался и составил в 2011 году 10,8 миллиардов литров. По оценкам BusinesStat, максимального значения в пятилетний период спрос достигал в 2008 году (11,6 миллиардов литров).
В исследовании "Российский рынок пива — 2012" консалтинговой компании Intesco Research Group, утверждается, что тенденция падения розничных продаж пива сменилась их ростом. Аналитики этой компании считают, что в 2011 году произошло увеличение розничных продаж пива относительно предыдущего года в натуральном выражении на 7,3%. В первом полугодии текущего года объем производства в натуральном выражении превысил 0,5 миллиардов декалитров.
Читайте: Пивовары ищут своих клиентов
А вот по данным Росстата, производство пива в России по итогам шести месяцев 2012 года все же упало на 3,3%. Введение нормативных ограничений с 1 января будущего года вероятно приведет к дальнейшему снижению потребления пива. В этих условиях производителям проще бороться за потребителя в составе крупнейших глобальных монополий вроде Carlsberg и Anheuser-Busch InBev.