Марк Мохан не похож на ископаемое, но он - один из последних в своем роде: Марк работает в магазине видеотоваров. Полжизни 42-летний Марк закупал новинки на VHS и DVD, давал кассеты в прокат и советовал клиентам фильмы. В октябре Марк в последний раз закрыл двери своего магазина в Портленде. Конкурировать с интернет-сервисами он уже не может.
И случай Марка - один из примеров того, как технологии вытесняют людей из тех отраслей, где раньше без них было не обойтись. Вот еще несколько профессий, которые в скором времени исчезнут.
Почтовый работник
Американская почтовая служба U.S. Postal Service изо всех сил пытается удержаться на плаву в эпоху электронной почты и sms. Сотниы тысяч почтальоном уже попрощались с своими рабочими местами, да и в самих почтовых отделениях работников стало меньше. За последний год USPS сократила более 120 тысяч человек, и сейчас, по словам пресс-секретаря USPS марка Сондерса, там работают порядка 525 тысяч. В следующем году USPS ждет очередная волна увольнений - организация намерена сэкономить за счет сокращения рабочего дня и закрытия ряда почтовых отделений.
Сильнее всего пострадают сортировщики корреспонденции, в целом же уровень занятости в USPS в период между 2010 и 2010 годам сократится на четверть. Розанна Джефферсон, бывший кадровик USPS, а ныне - консультант по пенсионным вопросам, говорит, что необходимость не выходить за рамки бюджета заставит руководство и дальше сокращать рабочие места.
Телефонный оператор
С 1980 года, когда начали вводиться компьютерные автоматизированные системы, вакансий телефонных операторов становится все меньше. Сегодня, когда телефонную связь обеспечивают интернет-технологии, в операторах практически нет нужды. К 2020 году, как ожидается, рабочих мест в этой сфере станет меньше на треть. Но кое-где без операторов и тогда нельзя будет обойтись - в службе 911 и медицинских центрах, например: в силу специфики работы человек всегда будет лучше робота.
Сборщик налогов
Электронные системы платежей сделали профессию сборщика налогов практически бесполезной. За прошлый год, к примеру, число водителей, оплативших проезд по платным дорогам через электронные терминалы, выросло на 60 процентов, а всего в 2011 году только через одного-единственного поставщика услуг электронных платежей (пусть и крупнейшего) прошло 2,5 миллиарда транзакций.
Сапожник
Обувь, которую носят на своих ногах американцы, в большинстве случаев сделана не в США. Боле 95 процентов кроссовок, ботинок, сапог и шлепанцев производится в Китае, Вьетнаме и других странах. Для сравнения, десять лет назад доля "неродной" обуви на американском рынке составляла 81 процент. Причиной, по которой обувные компании свернули производство в США и перенесли его в Азию, стала пресловутая дешевизна азиатской рабочей силы.
В результате производство обуви стало практически утраченным искусством. Сегодня на всю Америку приходится только 3,2 тысячи сапожников, и темпы снижения занятости в этом секторе - самые высокие по стране. Лишь в пяти штатах - Орегоне, Калифорнии, Миннесоте, Теннессии и Массачусетсе - есть вакансии сапожников. И шансов на то, что представители этой профессии когда-нибудь сновва развернутся, почти не осталось, говорит аналитик Николетта Пэнтева.
Сотрудник видеомагазина
Когда-то коллеги Марка Мохана были такой же неотъемлемой частью американской жизни, как сегодня - магазины iTunes. В 1989 году в США насчитывалось около 70 тысяч видеомагазинов. Сегодня - порядка пяти тысяч. Видеомагазины быстро сдались под натиском цифровых конкурентов, на плаву остались только те, владельцы которых не ставят целью зарабатывание денег, а работают ради собственого удовольствия и из верности традициям.