В годы Великой Отечественной войны по пыльным дорогам на территории Советского Союза ездили американские автомобили, поступавшие из-за океана по условиям ленд-лиза. Грузовики с вместительным кузовом, хорошо знакомые ветеранам войны, производила американская фирма "Студебекер", основатель которой умер ровно 181 год назад. Звали его Клемент.
Семейный бизнес Клемента Студебекера основывался на выпуске автомобилей, которые, кстати, приобрели популярность в нашей стране еще до войны. Автомобиль "студебекер" прославили известные советские писатели Ильф и Петров, описав заокеанскую машину в одном из эпизодов произведения "Золотой теленок". В этой сцене рассказывается о встрече фальшивых участников автопробега во главе с непревзойденным Остапом Бендером, когда один из встречающих предполагает, что мошенники прибыли на студебекере. А веселая фраза самого Бендера: "Кто такой Студебекер? Это ваш родственник Студебекер? Папа ваш Студебекер? Чего вы прилипли к человеку?" надолго оседает в памяти читателей.
Читайте также: Хироси Ямаути — колумб игровой индустрии
Отметим, что авторы "Золотого теленка" описывали вовсе не грузовой армейский автомобиль, хорошо знакомый нашим воевавшим предкам. Скорее речь идет о компактной модели Flanders 20 с откидной крышей и открытым кузовом, которые выпускались в 1920–1930-х годах прошлого столетия, часто ломались и причиняли руководству компании Студебекер немало неприятностей.
Между тем, задолго до этого, в середине 18 века, в немецком городке Золинген семья Штутенбэкеров, занимавшаяся кузнечным и оружейным делом, приняла одно из самых важных в жизни решений — переехать в США. На землю, которая на тот момент и не мечтала именоваться обетованной, немецкая семейка прибыла в 1736 году. В Америке члены семьи стали именоваться Студебекерами, на местный лад, но делу своему уступать не стали. Помимо кузнечных заказов семья мигрантов стала производить части для фургонов, на которых перемещались по новым землям американские переселенцы. Но на деталях для повозок практичные немцы решили не останавливаться. В связи с большим спросом было решено переформировать сферу деятельности на производство самих фургонов. Фактически это были первые автомобили, выпускаемые в рамкам семейного дела.
Мастерская под названием "H&C Studebaker" открылась в городе Саут Бенд штата Индиана в 1852 году. Основал ее Клемент не один, а со старшим братом Генри. Пароконные и грузовые фургоны активно покупали американские переселенцы, двигающиеся на Запад. Вскоре к семейному делу решил присоединиться еще один братец — Джон, который инвестировал в семейное предприятие деньги, заработанные на продаже инструментов для золотоискателей из Калифорнии.
Еще по теме: Беате Узе: сменившая полеты на сексшоп
Позже, в ходе Гражданской войны 1861-1865 годов, семья Студебекер получила первый большой правительственный контракт. В этот период в бизнес включились новые кровные родственники Студебекер — братья Питей и Джейкоб, в связи с чем было решено переименовать компанию в "Studebaker Brothers Manufacturing Company". В общей сложности за всю историю компания, основанная мигрантами из Германии, произвела свыше 750 тысяч фургонов. Однако время популярности повозок в Америке однажды закончилось.
К новому престижному направлению производства, автомобилестроению, фирма "Studebaker BMC" подключилась уже после смерти ее отцов-основателей. Генри Студебекер скончался первым, в 1895 году. Младший же основатель фирмы, Клемент, пережил брата на шесть лет, и умер 27 ноября 1901 года. Спустя год после его кончины фирма "Studebaker BMC" стала выпускать первые экипажи с электроприводом. А в 1904 году была представлена модель автомобиля класса "гран-туризмо" с 2-х цилиндровым двигателем внутреннего сгорания мощностью 16 лошадиных сил, который в 1905 году был заменен на 4-х цилиндровый. Спустя еще десять лет компания, продав 45 тысяч машин "Студебекер", заняла почетное шестое место среди многочисленных американских автомобильных фирм.
К двадцатым годам 20 столетия семейное дело Студебекер настолько разрослось, что стало обладателем производственных площадей в двух городах США — Саут-Бенде (штат Индиана) и Детройте (штат Мичиган), а также в канадском городе Уолкервилле. В это время с конвейеров выпускались по 180 000 автомобилей в год. Причем это была целая гамма автомобилей. А в компании в общей сложности работало уже 23000 работников.
Это интересно: Чиппендейл, сваявший бренд из красного дерева
В 1940-е годы прошлого века, когда в мире разгорелась Вторая мировая война, производственные мощности компании Студебекер пришлось перевести на военные рельсы. В это тяжелое время на заводах корпорации собирались военные грузовики, авиационные двигатели и многоцелевые бронетранспортеры Studebaker Weasel, предназначенные для перевозки воинских подразделений и грузов. Именно фирма "Студебекер" по ленд-лизу поставляла СССР около 100 тысяч автомобилей Студебекер US6. На базе этих грузовиков Красная армия размещала знаменитые минометы "Катюша". Так марка "Студебекер" прославилась в Союзе и получила среди наших дедов и прадедов персональное прозвище "студер".
Но война закончилась, и компания вернулась к производству легковых автомобилей. В это время экономика США претерпевала не самые лучшие времена — стремительно росла стоимость рабочей силы, в рядах рабочих не прекращались забастовки. Кроме того, началась ценовая война между Ford, Chrysler и General Motors. На фоне всех событий конкурентоспособность компании "Studebaker BMC" начала стремительно падать, и в конце концов, потерпев поражение в борьбе с соперниками, на рубеже 70-х годов прошлого столетия фирма прекратила существование. Известность канула в лету. И теперь на вопрос: "Кто такой Студебекер?" сложно получить быстрый ответ…