До Нового года остается больше месяца, и в сердцах россиян пока не успело зародиться ощущение праздника. Однако на прилавках торговых точек по всей стране с октября появляются новогодние товары: украшения, искусственные ели и символы грядущего года. В этом чувствуется жажда продавцов приблизить момент высокоприбыльной предпраздничной лихорадки...
Горячий предновогодний период бывает всего один раз за весь год, и в это время на потребительском рынке начинается пик сезонных продаж. Поэтому на подготовку магазина к праздникам участники рынка сбыта тратят колоссальное количество времени и сил.
Появление новогодних товаров на прилавках за два месяца до праздника - это лишь попытки сбытчиков растянуть лакомый предновогодний период, и тем самым получить больше прибыли. Насколько действенен этот способ, вопрос спорный. Мнения людей расходятся - если некоторые покупатели в недоумении разглядывают праздничные украшения и крутят пальцем у виска, замечая, что деревья еще не сбросили желтую листву, то другие охотно попадаются на приманку, и заранее спешат закупить товары, дабы поднять себе настроение и заведомо быть готовыми к празднованию.
Читайте также: Рынок туризма к Новому году готов
У подготовки компаний, продающих товары и услуги, к главному торжеству в году есть название - "новогодний мерчендайзинг". Этот термин используется во всем мире и помогает компаниям извлекать максимальную прибыль и не упускать ни малейшей возможности в предновогоднее время. Сам термин "мерчендайзинг" обозначает организацию продажи товаров без участия в этом действе продавцов.
Главными составляющими новогоднего мерчендайзинга являются полная товарная готовность, настроение праздника, специальные виды выкладки и праздничные промоушен-акции. При этом товарная готовность не зря перечислена первой, поскольку главной задачей торговой точки на момент предновогоднего бума является полное обеспечение спроса, который ежегодно только растет. В случае, если магазин предлагает разноплановую продукцию, его работники довольно легко могут определить, какой именно товар наиболее популярен и потому должен быть запасен в достаточном количестве. Поэтому в канун праздников склады супер-, гипер- и даже мини- маркетов буквально ломятся от продукции из категории FMCG (Fast Moving Consumer Goods), что в свободном переводе означает "товары повседневного спроса". Имеются ввиду все товары, менять которые приходится чаще, чем раз в год.
Это интересно: Голдман: на продуктовой тележке к богатству
Кроме того, в предновогоднее время ритейлеры с большим удовольствием запускают новые линейки специфических товаров, призванных дарить покупателям то самое ощущение праздника. И на сегодняшний день никого не удивляет, когда в продуктовых супермаркетах неожиданно появляются стенды с карнавальными костюмами, а также новогодними подарочными наборами, сувенирами, открытками, елочными украшениями и главными героинями торжества, искусственными елками. Коварный умысел маркетологов ежегодно безотказно работает - в корзинах покупателей наряду с продуктами питания и теми самыми товарами первой необходимости оказываются гирлянды, костюмы Дедов Морозов и другие аксессуары, навевающие мысли о скором празднике.
Предновогодний период становится для иных деятелей ритейла лучшим временем для конкурентной борьбы. Работа ведется по принципу: быстрее, выше, сильнее. Магазины стремятся не только предоставить покупателям товар, но и удивить оригинальным ассортиментом. Для этого внимательно изучается продукция, выставленная на прилавках конкурентов. Кроме того, традиционные "новогодние товары", такие как шампанское, шоколадные конфеты, деликатесы и прочее, предоставляются покупателями в расширенном ассортименте.
Главная задача здесь - увлечь покупателя, и как можно дольше задержать его у прилавков, чтобы в корзине оказались не только продукты, за которыми он пришел, но и побольше других, безусловно остро необходимых, вещей. Поэтому, размещая товар в зале, мерчендайзеры руководствуются особыми правилами выкладки. Для этого подробно изучаются маршруты движения покупателей с той целью, чтобы последние ни в коем случае не обошли стороной товар, который им, по решению мерчендайзеров, "остро необходим" накануне Нового года.
Читайте: Бизнес по фиксированной цене
Но если с торговыми точками, в которых трудятся мерчендайзеры, картина вполне ясна, то вопрос о преждевременном открытии елочных базаров остается открытым. Удивительным образом в некоторых российских городах настоящие живые ели поступают в продажу за месяц-полтора до Нового года. Так, например, в Новосибирске уже открыли первый елочный базар, объяснив это прекрасными погодными условиями для рубки хвойных деревьев. Мол, если в мороз ель срубить - она в тепле сразу осыпается. Что ж, может быть с точки зрения лесорубов это решение правильное, но вряд ли обосновано с точки зрения продаж. Напомним, что ажиотаж вокруг новогодних деревьев ежегодно начинается в середине декабря, а елочные базары по всей стране открываются в десятых числах этого месяца. И как бы не стремились деятели торговли приблизить предновогодний бум, он начнется не раньше, чем календарь покажет, что дело близится к середине первого зимнего месяца.