Китайский рынок становится ареной борьбы авиастроителей. Как обещает китайская государственная авиастроительная корпорация Commercial Aircraft Corporation of China (COMAC), в ближайшие двадцать лет авиакомпании КНР закупят пять тысяч авиалайнеров общей стоимостью 563 миллиарда долларов. Но места российским самолетам в Поднебесной пока не находится.
Авиаперевозки в КНР стабильно растут, чему способствует увеличение численности городских жителей. По прогнозам госкорпорации, стране в ближайшие два десятилетия понадобится 4041 магистральный и 892 региональных самолета.
Сейчас на китайском рынке доминируют и сражаются между собой две суперкорпорации Airbus и Boeing, которые встроили китайцев в собственные технологические цепочки и сделали этот самый большой на данный момент рынок сбыта самолетов своим.
Читайте также: Китай отвоевывает небо у Boeing и Airbus
Канадская корпорация Bombardier заходит с другой стороны, пытаясь "помочь" товарищам в создании конкурентов в разработке собственного китайского узкофюзеляжного самолета C919, который называют прямым конкурентом Airbus 320 NEO и Boeing 737MAX.
Кроме того есть и еще одна программа создания гражданского лайнера, которую, как и вышеупомянутую, ведет COMAC — С919 и ARJ 21. В производстве С919 китайцам помогает компания Bombardier. И COMAC уже получила заказы на 380 единиц этих машин.
А вот ARJ 21готовится для той же ниши, которую безуспешно пытается занять Суперджет. Однако самолет ARJ 21 до сих пор не сертифицирован, что дает гипотетические преимущества Superjet-100.
Это интересно: Частная авиация летит вперед со скрипом
"Китай, безусловно, сделал большой шаг в развитии собственного авиастроения. Однако незадолго до открытия авиасалона в Жухае стало известно, что сертификация китайского регионального самолета ARJ-21 снова откладывается — на этот раз до 2014 года. Поэтому у нашего самолета Superjet-100 появляется дополнительное конкурентное преимущество", — надеется президент по работе с заказчиком компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) Игорь Сырцов.
Повышает ли это шансы для российских самолетов, в частности, для "Сухой Суперджет 100"(Sukhoi Superjet 100), который впервые повезли на прошедшую на прошлой неделе китайскую выставку China Airshow-2012? Глава ОАК и основной куратор проекта Михаил Погосян дежурно информировал об интересе китайцев.
"Говорить о конкретных компаниях пока не буду. Думаю, что в первой половине следующего года мы выйдем на подписание предварительных документов о возможности поставок в Китай, тогда и назовем те компании, с которыми мы сегодня ведем переговоры", — осторожно отметил глава ОАК Михаил Погосян.
Еще по теме: Зачем России малая авиация?
Также руководитель корпорации напомнил о том, что "в ближайшее время мы планируем поставки "Суперджета" новым заказчикам — в Якутию, в Индонезию, Лаос". Вопрос в том, какого качества эти заказчики. С Якутией всё ясно — там выполняют госзаказ. А вот зарубежные "старые заказчики" просто падают от слабости — в ноябре итальянская авиакомпания Blue Panorama, с которой в 2011 году было подписано предварительное соглашение на покупку 15 самолетов типа SSJ-100, начала процедуру банкротства.
Но это, конечно, не беда. Можно и банкротам продать, когда ВЭБ готов финансировать покупку третьей стороной за счет государственных средств. Как сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на целевом совещании, проходившем в ОАК, закупка российских самолетов SSJ-100 иностранными авиакомпаниями может быть финансово поддержана Внешэкономбанком России.
К тому же китайцы, как известно, весьма специфические партнеры. Они, наверное, вполне справедливо вычеркнули РФ из числа авиационных держав, называя себя третьей в этом отношении страной после США и ЕС, и покупают у нас лишь то, что пока еще не скопировали.
Читайте: Плюсы и минусы: у ВТО погода нелетная?
Что же касается поставок российского пассажирского воздушного транспорта в КНР, то в этом году китайцы уже "интересовались" самолетам семейства Ту-204.
Заинтересованность началась еще в 2001 году, когда была достигнута договоренность о поставках 4 Ту-204 в грузовом исполнении. Один таки отгрузили аж спустя семь лет в 2008 году и даже подготовили для него китайский экипаж. Куда делся тот экипаж неизвестно.
В прошлом году специалисты из КНР обратились с просьбой провести повторную переподготовку летного и технического персонала в КБ "Туполев". Обучили и второй китайский экипаж. Теперь, наверное, надо еще лет семь подождать, глядишь, и второй самолет китайцы возьмут.