Дефицит отелей эконом-класса в России делает этот сегмент бизнеса все более интересным для долгосрочных инвестиций. На сегодняшний день в условиях кризиса офисное строительство выглядит не столь перспективным, как вложение в отели. Поэтому в последнее время гостиничные инвестиции становятся более привлекательными для больших и малых инвесторов.
Недостаток качественных гостиниц, наверное, такая же архетипическая проблема России, как и дороги. Российские региональные рынки являются пока еще неосвоенным диким полем, которое еще ждет своего гостиничного бума.
Согласно регулярному мониторингу, гостиницы бизнес-класса в Москве по-прежнему остаются одними из самых дорогих в мире. Цены в номерах для предпринимателей, которые в традиционной классификации приравниваются к трем звездам, в столице России в среднем на 20 процентов выше общемировых.
Читайте также: Трясина бизнеса затягивает доходные дома
Как подсчитали эксперты организации, номер в гостинице бизнес-класса в Москве обходится в 405,28 американских долларов (12 415 рублей). Причины московской дороговизны состоят в высокой концентрации отелей классом 4-5 звезд при остром дефиците номерного фонда более низкой категории.
В российской столице число номеров на местных жителей примерно в 2,5-3 раза ниже средних западных показателей, хотя, конечно, разумнее соотносить число номеров не с числом жителей, а с количеством гостей города, которые потребляют данного рода услуги.
В Москве вопросы совершенствования гостиничной инфраструктуры обсуждаются регулярно. На одном из последних заседаний рабочей группы столичного Комитета по туризму и гостиничному хозяйству обсуждались пути возможного удешевления размещения в столице в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года путем активного развития сети мини-гостиниц и хостелов.
По данным агентства Knight Frank, 75% построенного с 2006-го по 2011 год номерного фонда принадлежит иностранным операторам и за этот срок они втрое нарастили долю принадлежащих им гостиничных площадей.
Еще по теме: Московские гостиницы разоряют бизнесменов
Спрос на туристическое жилье эконом-класса существует огромный. Его готов в меру своих сил удовлетворить малый бизнес, который способен потянуть проекты типа хостелов и мини-гостиницы. Закон относит к категории мини-отелей такие заведения, где оборудовано 5-15 номеров. Самый развитый на сегодняшний день рынок мини-отелей и хостелов существует в Петербурге, Москве, Сочи и в целом на черноморском побережье России. Мини-отели будут активно развиваться в российских городах-миллионниках.
Что же касается Москвы, то здесь для хостелов открываются прекрасные перспективы. Историческая застройка в центральных районах привлекают туристов, которые желают останавливаться в них, но плотность застройки такова, что строить там новые крупные гостиницы эконом-класса попросту негде.
При этом существует и арендный рынок в виде муниципальных помещений, которые сдаются по льготным ставкам от города, и в руках инициативного малого и среднего бизнеса эти квадратные метры могут превратиться в хостелы и мини-отели. Стоит аренда достаточно дешево, порядка 4000 - 5000 рублей за квадратный метр, но, по словам работающих в этом сегменте, есть люди, которые делают гешефт на перепродаже подобных помещений.
Читайте еще: Отпуск по обмену пугает россиян
Хостелы Москвы могут принять около трех тысяч гостей. Как считают сами владельцы, потребность Москвы в сервисе подобного типа оценивается в шесть-семь тысяч койко-мест, а значит в ближайшие годы количество хостелов в Москве должно увеличиться в несколько раз. К тому же повышение популярности размещения в хостелах среди жителей России может резко повысить спрос.
Что же касается полноценных бюджетных отелей, то в центре Москвы найти под них место довольно сложно. Высокая цена недвижимости предопределяет выбор в пользу отелей премиум-класса, которые в таких условиях выходят на самоокупаемость скорее. Однако этот сегмент близок к насыщению, а загруженный бюджетный отель приносит доходы вполне сопоставимые с хронически недозагруженным дорогим отелем.
В комитете по гостиничному хозяйству российской столицы отмечают, что дефицит в сегменте московских бюджетных отелей сегодня достигает 35 тысяч номеров. Но девелоперы пока не спешат заполнять эту нишу. Крайне важно угадать с географическим местоположением. Так, один из "свежих" объектов этого класса - бюджетная гостиница "Аминьевская" - отправлена управляющей компанией "Моспромсторой" на реконцепцию.
Ждут не дождутся экспансии отельеров российские регионы. Недавно администрация Костромы обратилась к инвесторам с приглашением строить на территории города недорогие отели, обещая выделение на льготных условиях земельных участков и помощь в подведении коммуникаций, сообщила РИА Новости представитель администрации города Юлия Воронцова.
Это интересно: Москва всем городам - бренд!
"Администрация города готова рассмотреть предложения и предоставить льготные условия инвесторам, заинтересованным в строительстве гостиниц эконом-класса со стоимостью номера в пределах 600 рублей в сутки", - сообщила собеседница агентства.
В Нижегородской области идут иным путем. В рамках нижегородской программы по развитию туристической отрасли Нижнего Новгорода на 2012-2016 годы в городе будет построено более тридцати гостиничных предприятий. Для строительства гостиниц будут выделяться средства из бюджетных и внебюджетных источников.
"Иностранные операторы с радостью идут туда, куда их позовут, особенно если в этом городе еще нет отелей и сеть сможет выйти на рынок первой. Во многих региональных городах первый отель фактически занимает весь рынок, потому правило "Кто первый встал..." здесь актуально как никогда", - поясняет исполнительный вице-президент и руководитель Jones Lang LaSalle Hotels по России и СНГ Марина Усенко.
Еще: Россиян притесняют в гостиничном деле
Российский рынок остается для отельеров потенциально очень привлекательным, но его развитие сдерживается сроками реализации и ценой заимствований. Гостиница начнет работать в среднем только через 4-5 лет после того, как будет принято решение о ее строительстве. Но при этом надо получить длинные и дешевые деньги. Между тем
ставка по кредиту в России составляет 14-16%, против 6-7% на западе. Впрочем, вкладываться все равно имеет смысл, так как возврат по инвестициям в гостиничный бизнес также сопоставимо выше западных - 15% против 7%-8%.