16 ноября 1972 года американская компания PepsiCo объявила о продаже со следующего года в СССР пепси-колы, опередив основного конкурента Соса-Соla. Производство "Пепси-Колы" в СССР стало одним из символов разрядки. Путь газировки к советскому клиенту был долог, но сейчас PepsiCo контролирует большую долю российского рынка безалкогольных напитков.
В июле 1959 года в Москве проходила первая в истории двух стран Американская национальная выставка. Советские промышленники выставлялись в свою очередь в Нью-Йорке. Эти выставки имели важное идеологическое значение и подписания каких-либо значительных долгосрочных экономических контрактов по их итогам не ожидалось.
Одним из участников выставки был тогдашний глава департамента международных операций "PepsiCo" Дональд Кендалл. Он привез в СССР фирменный напиток, весьма похожий на символ американской жизни "Соса-Соla". Называлась шипучка "Пепси-Кола".
Читайте также: Сила пребудет с киностудией Disney!
Выставки посещали высшие руководители двух супердержав. В день открытия московской выставки вице-президент США Ричард Никсон, возглавлявший американскую делегацию, подвел к киоску Пепси генерального секретаря ЦК КПСС Никиту Сергеевича Хрущева и предложил ему попробовать "Пепси-Колу". Хрущев с удовольствием выпил несколько стаканчиков прохладительного напитка.
"Пепси-Кола" не преминула раскрутить этот эпизод по полной. В то время слоган "Пепси" "Будь общительным, пей Пепси!" был знаком наверное каждому жителю капиталистических стран. На следующий день основные мировые печатные издания вышли с фотографиями Никиты Хрущева со стаканчиком Пепси. Одна из подписей стала классикой product placement и звучала так: "Хрущев учится быть общительным".
Кроме генсека напиток на выставке попробовали сотни тысяч советских граждан. Компания тщательно подсчитала, что в течение выставки посетители вылили в себя свыше трёх миллионов стаканчиков "Пепси". Успех был сногсшибательным, однако до начала продаж напитка в СССР прошлом свыше десяти лет. Договариваться с русскими пришлось по деловому.
Еще по теме: Как "Лукойл" США не угодил
"Русские вне себя от смирновской водки, которая разливается в Коннектикуте. Можно предложить им продавать у себя Pepsi в обмен на помощь с продажами их водки за границей", — посоветовал главе Пепси Томас Томпсон, бывший послом США в Советском Союзе.
В 1971 году президент PepsiCo Дональд Кендалл провел переговоры с председателем Совета Министров СССР Алексеем Косыгиным. А в 1972 году в рамках соглашения о двусторонней торговле между СССР и США стороны договорились о взаимной дистрибуции продуктов.
В результате PepsiCo взяла на себя распространение водки "Столичной" в США, а взамен в СССР начали продавать знаменитую газировку. Вначале в Соединенные Штаты планировалось поставлять водку "Московская", которая неплохо продавалась в Европе. Но практически аналогичную марку в США успели зарегистрировать ранее. Некий мистер Московиц выпускал небольшими партиями водку под названием Moscow. Поэтому специалисты Министерства внешней торговли приняли решение поставлять в США водку под маркой "Столичная".
Читайте еще: Водочный бизнес страдает с Pussy Riot?
Первая партия прибыла в страну в апреле 1973 года. Контракт был связанным: PepsiCo могла ввезти тем больше своего концентрата, чем больше водки продавалось в США. В результате в 1976 году в СССР ежегодно продавалось 50 миллионов маленьких бутылок пепси-колы, а в США американцы реализовывали 115 000 ящиков "Столичной".
Дальше-больше. В стране начали возводить заводы по производству Пепси-Колы. Первый был запущен еще в 1974 году в Новороссийске. В 1979 году страна полным ходом готовилась к Олимпиаде-80. В это время в советской столице начали масштабно продавать Пепси как в бутылках так и на разлив. В 1986 году Пепси стало спонсором Игр доброй воли, которые ознаменовали скорую сдачу страны Советов.
В 90-е Пепси, имевшее задел перед конкурентами на новом громадном рынке, начало открывать заводы в регионах. В 1997 год появился завод Pepsi в Самаре, в 1998 — в Екатеринбурге, в 1999 — в Санкт-Петербурге.
На сегодняшний день эта американская ТНК является одним из доминирующих игроков на олигопольном российском рынке безалкогольки. В марте 2009 года компания "PepsiCo" подписала соглашение о приобретении 75,53 % акций крупнейшего российского производителя соков ОАО "Лебедянский". Сумма сделки составила 1,4 млрд долларов.
Еще: Пепси-Кола станет алкогольной
А в 2010 году компания купила ведущего российского производителя молочной и соковой продукции — "Вимм-Билль-Данн". За 66% акций компании PepsiCo заплатила 3,8 миллиардов долларов. В результате сделки американцы получили 6 из 20 крупнейших продуктовых брендов страны (J7, 100% Gold Premium, "Любимый сад", "Домик в деревне", "Веселый молочник", "Агуша"и т. д.), 49 производственных предприятий, включая 38 заводов ВБД.