Как СССР обменял водку на "Пепси"

Как СССР обменял водку на  Пепси
Как СССР обменял водку на "Пепси"

16 ноября 1972 года американская компания PepsiCo объявила о продаже со следующего года в СССР пепси-колы, опередив основного конкурента Соса-Соla. Производство "Пепси-Колы" в СССР стало одним из символов разрядки. Путь газировки к советскому клиенту был долог, но сейчас PepsiCo контролирует большую долю российского рынка безалкогольных напитков.

В июле 1959 года в Москве проходила первая в истории двух стран Американская национальная выставка. Советские промышленники выставлялись в свою очередь в Нью-Йорке. Эти выставки имели важное идеологическое значение и подписания каких-либо значительных долгосрочных экономических контрактов по их итогам не ожидалось.

Одним из участников выставки был тогдашний глава департамента международных операций "PepsiCo" Дональд Кендалл. Он привез в СССР фирменный напиток, весьма похожий на символ американской жизни "Соса-Соla". Называлась шипучка "Пепси-Кола".

Читайте также: Сила пребудет с киностудией Disney!

Выставки посещали высшие руководители двух супердержав. В день открытия московской выставки вице-президент США Ричард Никсон, возглавлявший американскую делегацию, подвел к киоску Пепси генерального секретаря ЦК КПСС Никиту Сергеевича Хрущева и предложил ему попробовать "Пепси-Колу". Хрущев с удовольствием выпил несколько стаканчиков прохладительного напитка.

"Пепси-Кола" не преминула раскрутить этот эпизод по полной. В то время слоган "Пепси" "Будь общительным, пей Пепси!" был знаком наверное каждому жителю капиталистических стран. На следующий день основные мировые печатные издания вышли с фотографиями Никиты Хрущева со стаканчиком Пепси. Одна из подписей стала классикой product placement и звучала так: "Хрущев учится быть общительным".

Кроме генсека напиток на выставке попробовали сотни тысяч советских граждан. Компания тщательно подсчитала, что в течение выставки посетители вылили в себя свыше трёх миллионов стаканчиков "Пепси". Успех был сногсшибательным, однако до начала продаж напитка в СССР прошлом свыше десяти лет. Договариваться с русскими пришлось по деловому.

Еще по теме: Как "Лукойл" США не угодил

"Русские вне себя от смирновской водки, которая разливается в Коннектикуте. Можно предложить им продавать у себя Pepsi в обмен на помощь с продажами их водки за границей", — посоветовал главе Пепси Томас Томпсон, бывший послом США в Советском Союзе.

В 1971 году президент PepsiCo Дональд Кендалл провел переговоры с председателем Совета Министров СССР Алексеем Косыгиным. А в 1972 году в рамках соглашения о двусторонней торговле между СССР и США стороны договорились о взаимной дистрибуции продуктов.

В результате PepsiCo взяла на себя распространение водки "Столичной" в США, а взамен в СССР начали продавать знаменитую газировку. Вначале в Соединенные Штаты планировалось поставлять водку "Московская", которая неплохо продавалась в Европе. Но практически аналогичную марку в США успели зарегистрировать ранее. Некий мистер Московиц выпускал небольшими партиями водку под названием Moscow. Поэтому специалисты Министерства внешней торговли приняли решение поставлять в США водку под маркой "Столичная".

Читайте еще: Водочный бизнес страдает с Pussy Riot?

Первая партия прибыла в страну в апреле 1973 года. Контракт был связанным: PepsiCo могла ввезти тем больше своего концентрата, чем больше водки продавалось в США. В результате в 1976 году в СССР ежегодно продавалось 50 миллионов маленьких бутылок пепси-колы, а в США американцы реализовывали 115 000 ящиков "Столичной".

Дальше-больше. В стране начали возводить заводы по производству Пепси-Колы. Первый был запущен еще в 1974 году в Новороссийске. В 1979 году страна полным ходом готовилась к Олимпиаде-80. В это время в советской столице начали масштабно продавать Пепси как в бутылках так и на разлив. В 1986 году Пепси стало спонсором Игр доброй воли, которые ознаменовали скорую сдачу страны Советов.

В 90-е Пепси, имевшее задел перед конкурентами на новом громадном рынке, начало открывать заводы в регионах. В 1997 год появился завод Pepsi в Самаре, в 1998 — в Екатеринбурге, в 1999 — в Санкт-Петербурге.

На сегодняшний день эта американская ТНК является одним из доминирующих игроков на олигопольном российском рынке безалкогольки. В марте 2009 года компания "PepsiCo" подписала соглашение о приобретении 75,53 % акций крупнейшего российского производителя соков ОАО "Лебедянский". Сумма сделки составила 1,4 млрд долларов.

Еще: Пепси-Кола станет алкогольной

А в 2010 году компания купила ведущего российского производителя молочной и соковой продукции — "Вимм-Билль-Данн". За 66% акций компании PepsiCo заплатила 3,8 миллиардов долларов. В результате сделки американцы получили 6 из 20 крупнейших продуктовых брендов страны (J7, 100% Gold Premium, "Любимый сад", "Домик в деревне", "Веселый молочник", "Агуша"и т. д.), 49 производственных предприятий, включая 38 заводов ВБД.

Борис Яременко
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.