РЖД обойдут по стоимости "Газпром", "Роснефть" и всех железнодорожных операторов мира. А потому спешить с приватизацией госкоспании не следует, уверен ее глава Владимир Якунин, утверждая также, что через пять лет "Российские железные дороги" будут стоить $129 млрд. Сейчас госкомпания, по оценкам Якунина, стоит в 3,5 раза дешевле - $36 млрд.
Для примера капитализация "Газпрома" превышает 109 миллиардов долларов, "Роснефти" - свыше 81 миллиардов долларов, Сбербанка - 60,7 миллиардов.
Потенциальная продажа части пакета акций стратегического железнодорожного оператора страны, который является одной из крупнейших компаний мира, остается предметом дискуссий в правительстве. Для проведения приватизации Минтранс предлагал провести допэмиссию акций. Однако в последнее время чиновники говорят о продаже пакета акций РЖД в размере пяти процентов одному из государственных банков.
Читайте также: РЖД наскребло по сусекам на GEFCO
Как сообщил заместитель министра транспорта России Алексей Цыденов, пакет акций ОАО "РЖД" в размере 5% может быть продан Внешэкономбанку или какому-нибудь фонду.
В Минтрансе согласны с главой РЖД в том, что компания не готова к выходу на IPO. Всего в 2013 году предполагалось продать 25% минус одна акция железных дорог, однако сопротивление со стороны руководство монополии и ведомств этим планам позволяет предположить, что раздача пакетов в ближайшее время не светит. По крайней мере, до 2015 года, который обозначен как очередная дата потенциального IPO. При этом еще в августе в интервью британской Independent глава РЖД говорил о том, что пакет в 25% может быть продан через IPO на Лондонской фондовой бирже.
На прошедших 12 ноября в Госдуме парламентских слушаниях "Итоги и перспективы приватизации в России" замминистра МЭР Ольга Дергунова отметила, что "если конъюнктура находится не в наиболее удачном состоянии, лучше ждать, готовиться и наращивать капитализацию компаний".
Еще по теме: Получит ли Россия двухэтажные поезда?
В свою очередь глава корпорации Владимир Якунин заявил, снижение доли государственного участия в капитале ОАО "РЖД" ниже 75% + 1 акция создаст системные риски с точки зрения влияния правительства на корпоративные решения.
Кроме того для начала приватизации РЖД необходимо соблюсти ряд условий, настаивают депутаты. Среди них определение модели финансирования и долгосрочной тарифной политики в отрасли, решение проблемы оптимизации и субсидирования убыточных видов деятельности, в том числе пригородного железнодорожного комплекса, переход к целевой модели рынка и разработка механизма сетевого контракта; повышение операционной эффективности ОАО "РЖД" с учетом снижения доходной части холдинга из-за продажи акций дочерних компаний ОАО "ПГК" и ОАО "Трансконтейнер". Задачи эти пока не решены.
"Кроме того, выручка от продажи 25% пакета акций должна превышать объемы инвестиционной программы компании", - отметил председатель Комитета ГД по вопросам собственности Сергей Гаврилов.
Как раз на прошлой неделе правительство одобрило инвестиционную программу РЖД на 2013 год и 2014-2015 годы. По сравнению с 2012 годом инвестиции оператора будут значительно снижены. С нынешних 492 миллиардов рублей до 411,5 миллиардов в 2013 году, 360 миллиардов в 2014 году и 346 миллиардов в 2015 году. В РЖД и Минтрансе привычно заявили о том, что такие параметры позволяют лишь поддерживать текущее состояние инфраструктуры.
Это интересно: РЖД прокладывают путь в Европу
Как писали в июне "Ведомости" со ссылкой на данные Минфина, там капитализацию РЖД оценивали в 2,8 триллионов рублей (85 миллиардов долларов). Таким образом продажа четверти компании никак не решает проблему получения необходимого объема финансовых средств.
Что же касается прозвучавших цифр по резкому росту капитализации компании РЖД, то скорее всего они появились в результате простой экстраполяции сегодняшнего уровня рыночной стоимости компании вместе с ростом рынка с учетом запланированного роста ВВП в ближайшие три года суммарно на 12%.
Чистая прибыль РЖД по РСБУ по итогам 2011 года составила 16,8 миллиардов рублей, а выручка оценивается в 1,288 триллиона рублей. В нынешнем году 2012 года чистая прибыль по РСБУ снизится и составит от 5 до 10 миллиардов рублей.
В декабре должны появиться предложения по созданию механизма инвестирования пенсионных накоплений в железнодорожную инфраструктуру, которые могут стать дополнительным источником финансирования инвестиционной программы.