Онлайн-ритейл, уже привычное явление для двух российских столиц, проникает в глубь страны, завоевывая новые регионы. Москвичи и петербужцы выбирают интернет-магазины из-за существенной экономии времени, а жители других городов ищут в сети диковинные товары. Однако основным плюсом интернет-торговли во всем мире являются более низкие цены на товар.
Впрочем, не для всех интернет-магазинов характерна данная особенность. Ни для кого не секрет, что купить товар на зарубежных сайтах гораздо дешевле, чем в отечественных. Причина кроется в том, что в нашей стране интернет-ритейл приравнивается к оффлайн-торговле, и соответственно, облагается такими же налогами. Из-за этих пошлин стоимость товаров в российских интернет-магазинах как минимум на 50 % выше, чем в зарубежных.
Читайте еще: Не считайте деньги - и будете богаты!
В этой связи российские потребители стали активно посещать зарубежные сайты и заказывать товары из-за границы. В начале месяца шквал эмоций подняла информация о том, что чиновники из Минкомсвязи собираются пересмотреть условия покупки товаров в иностранных интернет-магазинах. Напомним, что на данный момент покупки в зарубежных магазинах не облагаются НДС и таможенными платежами в случае, если стоимость их не превышает 40 тысяч рублей в месяц (1 000 евро).
Другими словам, угроза нависла над беспошлинной торговлей, которая якобы тормозит развитие данного сегмента на просторах нашей Родины, поскольку бизнесменам выгодней открывать онлайн-магазины за границей. На сообщение СМИ бурно отреагировало общество, которое не увидело в чиновничьей инициативе патриотической нотки и желания помочь отечественному производителю. Наоборот, социум сообразил, что в случае реализации этого предложения россияне лишатся возможности серьезно экономить на покупках. Сегодня страсти уже улеглись, Минкомсвязь открестилось от данной инициативы, заявив, что слова заместителя министра связи и массовых коммуникаций Дениса Свердлова были истолкованы превратно.
Это интересно: Китайцы обыграли ВТО всухую
Тем не менее, внимание к проблеме завышенных цен в российских интернет-магазинах было привлечено. Как пишет информационное агентство "Baltinfo" со слов директора по маркетингу логистической компании Vipont.ru Кирилла Ладыгина, в 2012 году на заграничные интернет-покупки россияне потратили около 10 миллиардов долларов, а к 2015 году объем покупок может превысить 30 миллиардов долларов. Таким образом, все больше наших сограждан вступают в редкие пока ряды потребителей, увлеченных покупками на заграничных интернет-сайтах.
На самом деле рынок международной интернет торговли в России занимает всего 1,5% от общего объема розничной торговли. Приобретением товаров за границей увлечены в основном активные пользователи интернета, проживающие преимущественно в крупных городах. Это люди, которые заботятся об экономии, о качестве, и считают целесообразным ждать доставки товара достаточно долгое время. При этом стоит отдать должное россиянам, осуществляющим покупки на зарубежный сайтах - они крайне рискованные люди, ведь в случае, если товар не подойдет, и его надо будет обменять, такая покупка может надолго обернуться головной болью. И далеко не каждый готов идти на риск. Поэтому раздувать скандал и видеть угрозу для отечественного рынка в зарубежной онлайн-торговле более чем преждевременно.
Еще по теме: Таможенный союз пополнится Вьетнамом?
Что же касается этого сегмента в рамках отечественного рынка, то он уже снискал расположение и даже неслыханную популярность в предпринимательской (и не только) среде. Возможность не платить за аренду помещения под склад или магазин воодушевила представителей как крупного, так и малого предпринимательства, занятых практически во всех существующих отраслях торговли. Так, если лет 15-20 назад единственной альтернативой вещевому магазину был рынок, аренда крохотного павильона на котором обходилась сбытчикам достаточно дешево, то сегодня развитие онлайн-торговли стало настоящим открытием для барыг любого рода. Только в отличие от первых челноков, которые везли товар из Польши, Югославии и Венгрии и заложили основу вещевых рынков в нашей стране, сегодняшние одежда, размещенная в интернет-каталогах, прибывает со всего мира, но чаще всего - из Китая. С другой стороны, это такой же рассадник контрафакта, как и рынки постсоветских времен. Поэтому многие российские потребители крайне осторожно относятся в покупкам через интернет, предпочитая обыкновенные розничные магазины, где традиционно из-за высокой аренды товар стоит дороже.
Между тем, если предположить, что российские интернет-товары извлекут из категории налогообложения, что снизит из стоимость до порога цен в зарубежных интернет-каталогах, то это сведет в могилу розничный ритейл. Допустить это никак нельзя, ибо на сегодняшний день торговля составляет 16 % российского ВВП.
Читайте: "Магазин на диване" переживает революцию
Выходит, на данный момент самым грамотным подходом будет не вмешиваться в развитие сегмента онлайн-торговли в России, то есть не создавать никаких искусственных барьеров, и не пытаться задать направление. В этой связи Финам.ру приводит мнение генерального директора торговой интернет-площадки Молоток.ру Игоря Тарасенко:
"Не нужно защищать интернет-торговлю от западных конкурентов, мы живем в глобальном мире и любые страновые барьеры уже сейчас смотрятся по-корейски искусственно. Вся проблема в покупательной способности основной части населения, находящейся в положении "от зарплаты до зарплаты", а не в отсутствии предложения. И именно этим и нужно заниматься на государственном уровне, а не придумыванием, как бы чего-нибудь еще запретить. Хотя это тоже подход, вот только к чему он приведет, не ясно. Что же касается налоговой и пошлинной политики, то мы же вступили в ВТО, не за горами первые результаты, уверен, что на товарах народного потребления это должно сказаться и офлайн станет более конкурентным по отношению к привезенным товарам в интернет-магазинах, что само по себе приведет к большей конкуренции и развитию всей отрасли".