Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил о том, что вместо присоединения к еврозоне он думает о создании турецкой валютной зоны на основе лиры. Заявление прозвучало в столице самого мощного члена ЕС — Берлине. Эксперты пришли к выводу, что Анкара больше не будет оббивать пороги ЕС, куда Турция пытается вступить уже не первое десятилетие.
Это не первое громкое заявление Эрдогана, связанное с финансовой сферой. В мае президент Турции Реджеп Тайит Эрдоган предложил создать в Турции нового рейтингового агентства. Такое заявление последовало после снижения рейтинга Турции Standard & Poor's с "позитивного" до уровня "стабильный". Эрдоган уверяет, что оценка агентства не отражает реального положения дел в экономике Турции, напомнив о росте ВВП страны за прошлый год на 8,5 процентов. Премьер-министр отметил, что стране выгодно иметь собственный рейтинговый институт, чем загодя посеял сомнения в "адекватности" оценок еще не созданного агентства.
Читайте также: Турция идет на Украину огородами
На конференции в берлинском Институте Николаса Берггрюена "По другую сторону европейского кризиса" Эрдоган поделился информацией о том, что "есть участники Евросоюза, которые утверждают, что они против евро и "в зону не пойдут". Они же, по словам турецкого президента советовали ему: "Вступать в еврозону даже не думайте, вы же можете сделать зону турецкой лиры". Я должен вам сказать, я согласен", — сообщил Эрдоган.
"Мы увеличиваем объем в лире международных транзакций и ведем по этому вопросу довольно активную политику", — уточнил Зафер Чаглаян, министр экономики Турции.
Еще совсем недавно турецкая лира была довольно нестабильной валютой, подверженной инфляции. Укреплению валюты способствовало несколько факторов, важнейшими среди которых является экономические процессы, связанные с использованием возможностей, возникших после развала СССР.
Еще по теме: Турция подставила Ирану подножку
Бывшее громадное государство стало активным потребителем турецкого ширпотреба, сделав шикарный подарок турецкой легкой промышленности. В конце 90-х в Турцию хлынули потоки российских туристов, которые подняли курортную отрасль страны на новый уровень и стали для нее основным источником прибыли. Сегодня российские туристы оставляют в Турции миллиарды долларов ежегодно.
Третий фактор — нефтегазовые потоки, которые пошли в эту страну благодаря России и Азербайджану. Они способствовали региональному укреплению Турции, особо заметному на фоне дестабилизации обстановки в соседних странах.
Таким образом, лира является валютой, чья стабильность очень зависит от внешних факторов. С начала нынешнего года она укрепилась на 5% к доллару, но в прошлом году девальвировалась к американской валюте на 20%.
На сегодняшний день турецкая лира принимается во взаиморасчетах с такими странами, как Россия, Грузия, Туркменистан, Пакистан, Китай и Иран, которые наращивают объемы товарообмена в национальных валютах. В 2002 году в обслуживании внешнеторговых операций были использованы лиры в эквиваленте 516,6 миллиона долларов, а уже в 2011 году показатель составил 11,1 миллиарда. К концу 2012 года турки ожидают выхода на 20 миллиардов долларов.
Это интересно: Путешествие во времени: крах турецкой лиры
Кроме того лира все активнее используется в кризисных странах, которые расположены по соседству с Турцией, в частности в Ираке и Сирии. В некоторых случаях она даже выполняет роль валюты сбережения. Если же рассуждать о потециале лиры, то в Анкаре несомненно видят весьма широкий рынок, включающий в себя и территории Закавказья, а именно Азербайджан и Грузию и даже в перспективе Иран и Среднюю Азию. В Баку, который является одним из главных внешнеторговых партнеров Анкары, к заявлению Эрдогана отнеслись неоднозначно.
"Азербайджан, Иран, а также среднеазиатские страны имеют разный уровень экономического развития. В рамках двусторонних торговых и других экономических отношений между странами турецкая лира не может выступать в качестве основной валюты. Объем торгового оборота Азербайджана или же потребность населения в личном формате в ближайшее время не нуждается в использовании турецкой лиры", — отмечает председатель Центра исследований устойчивого развития Нариман Агаев.
Создание региональных валютных союзов является основной тенденцией последних лет, хотя еще нигде, кроме ЕС этот процесс пока еще не привел к появлению настоящих валютных зон. Напомним, что возможность введения динара обсуждалась в странах Персидского залива, идею перехода на собственную валюту для севера Африки продвигал лидер Ливии Муаммар Каддафи, российский рубль в перспективе может стать основной валютой Таможенного союза.