Авиационный рынок ожидает нового игрока. Россия и Куба начали переговоры о создании совместной авиакомпании в связи с решением преобразовать аэропорт Гаваны в крупный транспортный узел, через который россияне смогут летать в Южную и Латинскую Америку. Это поможет решить транспортную проблему, тормозящую развитие сотрудничества между странами.
Заявление о продвижении во взаимоотношениях России и Кубы сделал заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов по завершению заседания рабочей группы российско-кубинской межправкомиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничество. В это же время между странами была подписана программа взаимодействия до 2020 года, которая представляет собой "дорожную карту" "в области инвестиций, транспорта, медицины, промышленности, сельского хозяйства, энергетики, финансов, рыболовства, таможенного дела, охраны окружающей среды, связи, использования космоса в мирных целях", сообщил журналистам председатель межправкомиссии и глава Минпромторга Денис Мантуров.
Читайте также: Социалистическая Куба растит бизнесменов
По словам министра, в настоящее время торгово-экономически отношения России со странами Южной и Латинской Америки, в том числе с Кубой, нуждаются в укреплении. По словам Мантурова, на сегодняшний день ситуация такова, что в Венесуэлу или Никарагуа россияне могут полететь только с тремя пересадками, и с ростом пассажиропотока это становится реальной проблемой.
"Переговоры между российский и кубинской стороной о сотрудничестве в развитии авиаперевозок ведутся уже на протяжение достаточно длительного времени, и насчитывают больше пяти лет, - замечает Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт", - К сожалению, пока они не завершились какими-то результатами в части сотрудничества именно авиаперевозчиков. Хотя, как известно, именно Кубинская республика стала первым иностранным заказчиком нескольких современных российских авиалайнеров. Но сейчас обсуждаются вопросы, связанные с развитием сотрудничества именно авиакомпаний. Для российской стороны представляется интересным создание своего рода плацдарма в Гаване для того, чтобы организовать разлет по региону пассажиров, которые будут прибывать в столицу Кубы. Таким образом, Гавана могла стать транзитным узлом".
Между тем, глава Минпромторга рассказал о том, что создание крупного транспортного узла как нельзя лучше повлияет не только на пассажирские, но и на грузовые перевозки. Впрочем, что касается конкретно Кубы, то российский экспорт в эту страну, хоть и отличается разнообразной номенклатурой, но большей частью представлен машинно-технической продукцией. Причем, достаточно крупных габаритов, поэтому у аналитиков возникли сомнение в отношении значимости новой авиакомпании и гаванского аэропорта в улучшении качества грузоперевозок.
Еще по теме: Иностранный лоукост "хлебнет" русского неба
"На Кубу из нашей страны поставляются экспортные товары - это автомобили и грузовики, отмечает аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк, - Но я не уверен, что их возможно перемещать авиационным транспортом, скорее всего они морским путем доставляются. Я не думаю, что здесь есть большой потенциал с точки зрения грузооборота. Скорее всего, это пассажиропоток".
Пассажиропоток в Кубу действительно растет стремительно. По данным Дениса Мантурова, в прошлом году страну посетили около 80 тысяч человек. Как удалось просчитать, ежегодно поток российских туристов на Остров свободы увеличивается на 20 тысяч человек. Таким образом, в текущем году ожидается, что Кубу посетят до 100 тысяч россиян. В связи с увеличением туристической привлекательности страны стороны рассматривают проект привлечения инвестиций РФ в строительство туристических комплексов на Кубе.
Кроме того, на прошедшем заседании было решено открыть на Острове свободы представительство Росрыболовства, которое будет продвигать морепродукты в Россию. В свою очередь, российская сторона, по словам заместителя министра энергетики Юрия Сентюрина, будет ориентироваться на экспорт на Кубу российского электроэнергетического оборудования. Стоимость этих двух контрактов составляет 600 миллионов долларов.
Это интересно: Путешествие во времени: кубинские близнецы
Говоря о торгово-экономическом сотрудничестве России и Кубы, стоит отметить значение последней в отечественном авиапромышленном и авиационном сегменте. В 2005- 2006 годах на Кубу были поставлены два самолета отечественной сборки, Ил-96-300, общей стоимостью более 100 миллионов долларов. В апреле 2006 Куба подписала с РФ новый контракт на приобретение на тех же условиях 5 авиалайнеров российского производства: двух Ил-96-300 и трех Ту-204, один из которых был грузовой. И последние решения, по мнению аналитиков, также должны оказать положительное влияние на данное направление.
"Есть еще небольшой интерес с точки зрения организации в этом регионе центра по техническому обслуживанию воздушных судов российского производства, что в принципе могло бы стать тоже важным подспорьем в продвижении отечественной авиатехники на рынке Латинской и Центральной Америки", - считает Олег Пантелеев.
Кроме того, благодаря новой российско-кубинской авиакомпании, которой, отмечает Андрей Шенк, смогут летать пассажиры не только из России, но и из Восточной Европы и СНГ, российское присутствие на международном рынке в данном сегменте усилится, и это является безусловным плюсом. Однако на сегодняшний день конкретные даты реализации данных проектов не называются, и страны продолжают рассматривать еще несколько совместных проектов.