Затянувшееся "сватовство" ОАО РЖД к французскому логистическому оператору GEFСO подошло к логическому завершению. Российская монополия заключила сделку с PSA Peugeot Citroen на приобретение 75% акций компании. GEFCO обойдется РЖД, не устающему напоминать о своей глубочайшей бедности, в 800 миллионов долларов. Что выиграет монополия от этой сделки?
Соглашение между российской монополией и французским автоконцерном было подписано Владимиром Якуниным и Филиппом Вареном в парижской штаб-квартире Peugeot. Помимо уже указанной "кругленькой" суммы в 800 миллионов долларов, французский концерн получит дополнительные дивиденды в размере еще 100 миллионов рублей.
Этот денежный "поклон" со стороны российской монополии очень удачно пришелся на период глубокой финансовой депрессии PSA Peugeot Citroen, которорая разжалобила даже французское правительство, решившее посадить концерн на госгарантии. В конце октября текущего года власти Франции решили выделять автоконцерну до 7 миллиардов евро по новым облигациям в течение трех лет, тем самым спасая Peugeot Citroen от разорения.
Читайте также: РЖД прокладывают путь в Европу
"Peugeot Citroen сейчас проводят оптимизацию, поскольку концерн испытывает финансовые трудности, связанные с экономическим кризисом в Еврозоне, который отразился на автомобильном рынке. За девять месяцев наблюдается спад около 6% на рынке новых легковых автомобилей. Поэтому руководство французского концерна вынуждено привлекать средства, в том числе получать их от продажи полупрофильных активов. Это вполне нормально, учитывая, что сумма предполагает некоторую премию", - поясняет аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк.
Если с безвыходным положением одной из сторон сделки все давно понятно, то российская монополия готовностью к столь крупной трате удивила многих. Если не сказать - насторожила. Даже несмотря на то, что ОАО РЖД положила глаз на актив французского автоконцерна уже достаточно давно, а переговоры начались лишь 20 сентября. На вопрос о финансовых возможностях монополии, который не мог не возникнуть на фоне регулярных "стонов" РЖД об отсутствии средств к существованию и развитию, ответил сам Борис Якунин.
"Отвечаю сразу на вопрос: ну, как же, РЖД постоянно говорят о том, что средств не хватает на инфраструктуру, занимать средства нельзя. Опять-таки, ссылаюсь на те доклады, которые я делал в правительство. Мы всегда подчеркивали, что мы не можем брать кредиты на проекты, срок окупаемости которых превышает 15 лет, я уж не говорю о 20-летнем периоде, потому что у нас происходит разрыв между cash-flow и теми обязательствами, которые мы должны нарастающим итогом выплачивать. Этот проект, если он будет реализован, если будет решено советом директоров - он является коммерчески выгодным, потому что срок его окупаемости является коммерчески интересным сроком окупаемости, плюс там есть разные обстоятельства", - приводит агентство "Прайм" слова главы РЖД.
Ещ по теме: Получит ли Россия двухэтажные поезда?
Привлекательность компании GEFCO для российской монополии в первую очередь заключается в разветвленной логистической системе, необходимой в современной действительности. Кроме того, приобретение GEFCO позволит РЖД значительно диверсифицировать свой бизнес за рубежом и выйти на перспективные рынки Западной Европы.
"Руководство РЖД настаивает на том, что компания имеет ориентацию не только на пассажирские перевозки и на инфраструктурное обслуживание сетей, а претендует на звание транспортно-логистической компании, - отмечает аналитик Андрей Шенк, - При этом монополия старается закрепить за собой этот статус, приобретая активы. Но в правительстве сейчас ведутся переговоры, есть некоторое противостояние между сторонниками РЖД и противниками, которые выступают за приватизацию и продажу логистических активов компании. Таким образом, руководство РЖД старается настоять на том, что компания транспортно-логистическая. Вообще для РЖД этот актив является полупрофильным".
В свою очередь, издание "Коммерсант" приводит цифры, которые указывают на рост прибыли РЖД после приобретения французской компании. По итогам полугодия выручка GEFCO составила 1,88 миллиардов евро, EBITDA - 90 миллионов евро, прибыль до налогообложения - 62,5 миллионов евро. Как предполагают в ОАО РЖД, по итогам 2012 года выручка оператора ожидается на уровне 3,66 миллиардов евро, EBITDA может составить 171 миллионов евро. А в краткосрочной перспективе эффект от сделки на консолидированные показатели ОАО РЖД оценивается в 10% на уровне выручки в 2-2,5% на уровне EBITDA. В целом же показатели ОАО РЖД его дочерних компаний очевидно улучшатся в последующие пять лет, и прибыль составит до 900 миллионов евро в год. Однако, по мнению аналитиков, на пути к повышению выручки РЖД ждут серьезные трудности, причем опять финансового характера.
Читайте: Миллиарды для российских вокзалов
"На самом деле в условиях дефицита бюджета я не уверен, насколько сейчас это приобретение выгодно самому РЖД. В дальнейшем я думаю, что этот актив может быть либо перепродан, либо будет каким-то образом транформирован для монополии, и будет использоваться в ее целях. Для этого потребуется, во-первых, расширение количества клиентской базы компании, во-вторых, переориентации ее на другие направления. Поскольку она была в составе Peugeot Citroen, она ориентировалась на комплектующие и на составляющие сегмента автомобилестроения, - подчеркивает аналитик "Инвесткафе", - Единственное, на мой взгляд, что получает транспортная компания - это некие транзитные мощности между странами Евросоюза и некоторые инфраструктурные объекты. Но для того, чтобы они работали более эффективно, в них потребуется вкладывать деньги. Насколько РЖД сможет инвестировать еще и в это направление, пока остается непонятно, потому что приоритетное направление все же связано с реконструкцией БАМа, Транссиба и инфраструктурными инвестициями".