Еще на один рубль может вырасти цена на бензин в 2013 году. К этому, по мнению аналитиков, неизбежно приведет ускоренное повышение акцизов на топливо более, чем на ранее запланированные 6%. На это фактически дал добро президент Владимир Путин, сообщив, что правительство может пересмотреть вопрос в сторону повышения, к великой досаде автомобилистов.
Речь о повышении цен на топливо шла на встрече главы государства с представителями Союза транспортников России, проходившей пару дней назад.
Повсеместное подорожание топлива на территории РФ в последнее время вызывает вполне закономерные беспокойства в обществе. Меж тем. нельзя не отметить, что подобное увеличение цен на бензин в осенний период является уже традиционным для страны. Во многом это связано с сезонным характером экономики в данном секторе.
Читайте также: Бензин в России дешевле не будет?
В весенне-летний период спрос на топливо неизбежно возрастает в связи с началом сельскохозяйственных работ, строительного сезона и, как следствие, увеличения крупнотоннажных перевозок. Прибывает в теплое время года и количество частных автомобилей на дорогах за счет автовладельцев, ставящих на зиму свои машины в гараж или на стоянку. Усиление спроса порождает и рост цен на бензин. Однако только к осени его подорожание становится заметно не только специалистам и аналитикам, но и простым гражданам, которые, вернувшись из отпусков, сталкиваются уже с итогом всего летнего роста цен.
Вслед за летним подорожанием всегда следует зимняя стабилизация стоимости бензина. Что нередко преподносится как результат мер, принятых для этого правительством, но, по сути, является следствием действия естественных экономических законов: зимой падает спрос на топливо, и рост цен на него останавливается.
Еще по теме: У ВР закончилась черная полоса?
Означает ли это, что ежегодные общественные опасения не имеют под собой оснований? Представляется, что основания у общества все же есть. Поскольку с каждым годом зимняя стабилизация становится все меньше, а летний рост - все больше. Такая тенденция наметилась уже давно, но с начала 2000-х годов темпы ее увеличения стали расти намного быстрее. Это связано с потребительским бумом нулевых годов, когда приобретение автомобиля стало доступно не только высшему и высшему среднему, но и низшему среднему классу и квалифицированным рабочим. По оценкам специалистов, парк новых личных автомобилей в зависимости от региона ежегодно возрастает на 6-10%, то есть за 10-15 лет происходит его удвоение. Все эти автомобили потребляют высокооктановый бензин.
Между тем, ни для кого не секрет, что в РФ предложение по нему не успевает за спросом. Так, к примеру, потребности Московского региона в топливе обеспечиваются за счет Московского нефтеперерабатывающего завода, а также Ярославского, Рязанского и ряда других, расположенных на Европейской части России. Данные предприятия были построены еще в советские годы и предназначались для обеспечения нужд тогдашней экономики. Они ориентированы на производство дизельного топлива и низкооктанового 80-го бензина, то есть, того топлива, потребление которого, если и не сокращается, то не растет. Самый же быстрорастущий сектор - высокооктановый - этими заводами, несмотря на ряд проведенных уже в постсоветские годы реконструкций, закрывается в низкой степени. Сложившаяся ситуация порождает разбалансированность в экономике.
Это интересно: Такси в Москве - что предпочесть?
На данном этапе очевидна необходимость строительства новых нефтеперерабатывающих заводов, предназначенных для производства бензина с высоким октановым числом: 92, 95 и 98-го, которые позволили бы удовлетворить спрос на них. Тем более что сырьевые возможности для этого у РФ имеются - Россия экспортирует непереработанную нефть. Однако в 2000-х годах таких заводов, несмотря на имеющуюся потребность, так и не возникло. В настоящее время государство пытается решить данную проблему административным путем, но, похоже, фактор времени уже утерян: за пару лет вторую нефтеперерабатывающую индустрию не построить. К тому же, командно-административный метод в условиях рыночной экономики не всегда является удачным выбором, немым свидетельством чему являются так и не построенные заводы.