68 лет назад умер легендарный французский промышленник Луи Рено, фамилия которого известна любому человеку, мало-мальски знакомому с автомобилями. Четырехколесные "детища" одаренного француза до сих пор "мотают" километры по бренной земле. Компания Renault, национализированная после трагической гибели Луи, является крупнейшей госкомпанией Франции.
Основоположник автомобильного концерна Renault родился в конце 19 века, 28 февраля 1877 года. Луи был четвертым сыном обеспеченного парижского бизнесмена. Надо заметить, что в школе мальчика видели крайне редко, поскольку любовь к автомобилям он начал испытывать еще в трепетном возрасте. Вместо уроков, сын успешного предпринимателя проводил время в мастерской паровых машин, которые по тем времена были верхом промышленного достижения. Еще одним любимым хобби юного Луи было перебирать старый двигатель Panhard, за чем он увлеченно проводил время во втором доме семьи Рено в Булонь-Бийанкуре.
Читайте также: Cadillac: первый след в истории
Первый автомобиль Луи Рено создал в возрасти 21 года. Это была своеобразная модификация автомобиля "De Dion-Bouton", к которой будущий основатель концерна с двумя помощниками приспособил передачу крутящего момента от двигателя через трехскоростную коробку передач и карданный вал. Машина мощностью 0,75 лошадиных сил была названа "Корзиной", или по-французски Voiturette.
Эта "корзина", несмотря на свое не футуристическое название, помогла азартному Луи выиграть пари у друзей, которые предположили, что изобретение сына буржуа не сможет "взобраться" на склон Лепик на Мормартре. Победивший в споре Луи Рено получил заказ сразу на 13 подобных автомобилей.
После первого опыта создания автомобиля последовал еще один. Второй автомобиль Луи Рено был без особой фантазии назван "моделью А". Мощность двигателя новой "корзины" Луи была 1,75 лошадиных сил. На основе появления этого четырехколесного авто и была создана компания Société Renault Frères, основанная Луи и двумя его старшими братьями, Марселем и Фернаном. К слову, сначала изобретательный Луи не претендовал на руководящий пост в компании. Первой главой фирмы был Фернан Рено, в то время как Луи взял на себя дизайн и конструкторскую работу.
Еще по теме: Toyota: от ткацкого станка до Camry
Первое время фирма занималась серийным выпуском престижных гоночных автомобилей, поскольку двое братьев Рено - Марсель и Луи - питали страсть к автопробегам и были победителями знаменитой гонки Париж-Тулуза-Париж.
Однако компания быстро лишилась своего первого руководителя. Фернан был вынужден покинуть пост в связи с резким ухудшением здоровья. На тот момент семья уже пережила трагедию - гибель Марсель во время автопробега Париж-Мадрид в 1903 году, после чего Луи Рено навсегда оставил свое увлечение. Таким образом, в 1908 году судьба заставила Луи стать у руля компании. Однако талант Луи по-прежнему находил воплощение в изобретениях. Так, он создал гидравлический амортизатор и барабанный тормоз - неотъемлемые детали, которые успешно используется в сборке автомобилей до сих пор.
Предвоенные годы были крайне успешными для компании Renault, каждая модель которой была успешной. Самые удачные продукты французского концерна тех лет - "Малышка" (Bebe), а также знаменитый "Браунинг" - массовый автомобиль. Кроме того, завод занимался сборкой первых таксомоторов Парижа и социалистической Москвы, которая закупила автомобили Renault многие годы спустя. Даже война начала прошлого века сыграла на руку производству Луи Рено, начавшему осваиваться сегмент боевой техники.
Это интересно: Уильям Боинг - человек и самолет!
Так, в 1918 году Луи Рено разработал конструкцию танков, которые успели поучаствовать в боевых действиях. А по окончанию Первой мировой войны Renault стал работать в направлении сельскохозяйственной техники, оборудования для морского и воздушного флота и производства дизельных двигателей. В этой связи Рено получил около 500 патентов.
Кривая карьеры Луи пошла на спад в 30-е годы прошлого века, когда на производстве начались волнения рабочих, вызванные ужесточением дисциплины и снижением заработных плат в связи с экономическим спадом. Дело приняло такой серьезный оборот, что в урегулировании вопроса пришлось задействовать правительство. В результате руководство Renault пошло на уступки рабочим, и доходы компании резко снизились. Отныне производство вновь переквалифицировалось на выпуск малолитражных автомобилей.
Между тем, приближалась Вторая Мировая война, которая должна была положить конец удачам французского промышленника. В 1939 году продукция автомобильного завода Renault вновь стала главным поставщиком французской армии, однако страна пала. И Луи Рено во время оккупации сблизился с нацистами, компания оказалась под контролем немцев, которые заняли ключевые должности. Такая близкая связь со сподвижниками Адольфа Гитлера не могла не сказаться на судьбе французского изобретателя.
Еще по теме: Якокка: легенда менеджмента и отец "Мустанга"
Союзные войска уничтожили завод Renault в марте 1942 года. Сам Луи, больной афазией, был отправлен в тюрьму Френ. Там над бывшим преуспевающим промышленников жестоко издевались, в результате чего он получил тяжелую черепно-мозговую травму. Последние часы жизни Луи Рено провел в госпитале Вилль-Эврар, где скончался 24 октября 1944 года, не дожив до окончания войны. После его смерти французские власти национализировали компанию Renault, которая до сегодняшнего дня успешно производит и продает по всему миру автомобили с фамилией погибшего в тюрьме "изменника родины".