Крупнейший в мире оператор наружной рекламы французский JCDecaux приобретет у «ВТБ Капитал» 25% акций самого мощного игрока российского рынка уличной рекламы Russ Outdoor. Французы пополнят уставной капитал активами своей российской компании BigBoard. Это уже не первая попытка французов купить российского оператора. Сумма сделки не раскрывается.
Ранее французы уже пытались приобрести крупнейшего российского оператора в 2007 и 2011 годах. Тогда компания принадлежала корпорация "News Corp." медиамагната Руперта Мэрдока. Переговоры о покупке News Outdoor срывались из-за неблагоприятной конъюнктуры рынка, а с 2008 года к лету 2011 года рынок наружной рекламы в РФ сократился на 9%, до 34,3 миллиардов рублей, а бизнес оператора подешевел почти в 5,5 раза.
Читайте еще: Монополии проглотят рекламные места?
В прошлом году свою долю в российском операторе продала News Corp Руперта Мердока. В 2000-м году эта корпорация была привлечена в качестве стратегического инвестора.
С 2001 года News Outdoor Russia заключала комплексные соглашения с российскими городами, устанавливая не только щитовые рекламные конструкции. Компания получила в управление и другие носители, такие как автобусные остановки, уличные указатели, скамейки, клумбы, урны.
Но спустя 10 лет News Corp оказалась в глубоком кризисе из-за смены рекламных моделей и каналов в связи с активным развитием интернета. Корпорация Мердока являлась крупнейшим в мире держателем печатных СМИ. В рамках реорганизации News Corp начала избавляться от ряда активов, среди которых был и News Outdoor.
Это интересно: Как пленка Fuji стала кремом
В июле 2011 года "ВТБ Капитал" совместно с Marathon Outdoor Coоperatief (структурой "Альфа-групп") и NOOH Investments Cooperatief Питера Герви купили 79% News Outdoor. Еще 21% акций принадлежит топ-менеджменту оператора во главе с управляющим директором Максимом Ткачевым.
Сумма сделки составила 360 миллионов долларов. При этом с учетом долга группа оценивалась в 250 миллионов долларов. При этом "ВТБ Капитал" заплатил за свою долю порядка 92 миллионов долларов. После выхода из состава акционеров News Corp. компания сменила название и отказалась от слова "News". Оператор стал называться Russ Outdoor.
По данным исследовательской компании «Эспар-аналитик», компания управляет более чем 40 тысячами объектов в 93 городах России. В активе компании - популярные форматы наружной рекламы и эксклюзивные конструкции. Проводятся кампании в наружной рекламе для российских и зарубежных рекламодателей. При этом контракты на размещение уличной рекламы у Russ Outdoor истекает в 2013 году. Поэтому французы подгадали момент для дешевой покупки.
Еще по теме: Реклама на эшафоте власти
"Мы ждем хорошей возможности, чтобы серьезно развернуться на российском рынке. В 2012 году большинство рекламных контрактов истекают, поэтому у нас появляется прекрасный шанс", - говорил глава JCDecaux Жан-Франсуа Деко в начале прошлого года.
При этом Деко отмечает, что "Россия является вторым по величине рынком наружной рекламы в Европе и всегда представляла стратегический интерес для JCDecaux". JCDecaux выкупит части пакетов у всех членов консорциума инвесторов. "Французские инвесторы готовы пойти на сделку только при условии, что по минимальной цене долю продаст гендиректор Russ Outdoor Максим Ткачев (у него около 10% акций), а ВТБ сохранит позицию мажоритарного акционера и будет финансировать бизнес компании", - утверждает Газета.ру со ссылкой на свои источники.
Помимо России News Outdoor работала также на Украине. Российский и украинский рынки являются основными для оператора BigBoard, которым французы хотят оплатить покупку 25% акций Russ Outdoor. BigBoard является совместным предприятием JCDecaux и чешской BigBoard Group.
Читайте также: Бизнес пошел в социальные сети
Выручка JCDecaux в 2011 году составила 2,463 миллиардов евро, операционная прибыль - 327,1 миллионов. Текущая капитализация около - около 3,776 миллиардов евро. Международный оператор работает в 46 странах, управляет более чем 208,5 тысячами рекламных носителей традиционных форматов.
Также компания контролирует свыше 426 тысяч единиц уличной мебели, под которой подразумеваются остановки общественного транспорта, скамейки, урны и т. п. Также французы могут предоставить своим клиентам 267,8 тысяч бортов под рекламу на транспорте.
По словам председателя правления ВТБ Андрей Костин "соглашение с JCDecaux является свидетельством доверия к перспективам российского рынка и примером развития международного сотрудничества, которое будет способствовать дальнейшему привлечению в нашу страну иностранных инвестиций и "ноу-хау".